Особенности пахоты по-калифорнийски

Изучали представители белорусского фермерства в штате, которым управляет кинотерминатор Арнольд Шварценеггер Председатель Гомельской областной ассоциации фермеров Михаил Байда не раз принимал специалистов сельского хозяйства из Америки в своей организации, знакомил их с фермерскими хозяйствами региона. И вот в рамках программы культурного и профессионального обмена предоставилась возможность самому побывать в этой экономически развитой стране и своими глазами увидеть, как живут и работают коллеги.

Чудеса техники
— Прилетели в Атланту, прошли миграционный контроль, оставив по отпечатку пальца обеих кистей рук и фото в анфас. Пересели на самолет до Сакраменто — столицы Калифорнии, где губернатором небезызвестный Арнольд Шварценеггер. В этом штате находится крупнейший университет по подготовке кадров аграрного профиля. В нем и работает куратор проекта, благодаря которому мы попали в Америку. Нам скажут потом, что мы были своего рода первопроходцами: организованных групп из Беларуси до нас в этих краях не бывало.
Накопление информации профессионального плана началось со знакомства с состоянием полей в одном из фермерских хозяйств. Необычной ровностью и всходами озимых — один под один поразили эти поля. Как оказалось (это мы наблюдали уже в другом хозяйстве), при посеве озимой пшеницы такой результат достигается специальной установкой ценой в 15 тысяч долларов, имеющейся в кабине трактора. С помощью сигнала, который поступает на антенну со спутника, “чудо техники” делает движение машины абсолютно плавным, без рывков и скачков, в результате чего получаются безукоризненно ровные всходы. Сидящий в кабине водитель лишь контролирует с помощью приборов работу техники.
В фермерском хозяйстве, специализирующемся на садоводстве, невысокие фруктовые деревья показались клонами: настолько они были похожи и одинаковы по высоте. Саженцы приобретаются хозяином у фирм, которые имеют лицензию на их производство, и прививаются популярным в Америке в последние годы японским сортом “Фуджи”. Одно фруктовое дерево дает в среднем 55—60 килограммов яблок. Мы посчитали урожай с гектара и были ошеломлены — 70—75 тонн. Всего же одно фермерское хозяйство, во всяком случае, то, где мы побывали, производит за сезон до 40 тысяч тонн яблок.
Наблюдали, как ведется обработка фруктовых деревьев от вредителей. Это делали специалисты, облаченные в специальные комбинезоны, маски, перчатки. В своих костюмах они напоминали астронавтов. Машина распыляла раствор одновременно на два ряда.
На заводе по переборке и расфасовке яблок, где они сортировались по весу и даже цвету (это определяло в дальнейшем цену на них), насчитали только человек 12 обслуживающего персонала. Шесть женщин находились у большой ванны, откуда изымались подгнившие плоды, остальные яблоки подавались на конвейер. Процессом управлял менеджер с помощью трех компьютеров. Если случалась заминка, “дорожка” останавливалась, и для наладки вызывались специалисты.
О кредитах и залогах
— У американских фермеров в отличие от наших очень сильно развито кооперативное движение. Скажем, у небольшой группы возникла какая-то проблема, к примеру, с освоением новой технологии. Фермеры собираются в кооператив, обсуждают, делают денежные взносы, вырабатывают тактику действий. Чаще всего нанимают специалиста, а тот в случае необходимости привлекает еще людей. Фермер одновременно может состоять сразу в нескольких кооперативах. С решением проблемы мини-сообщество распускается.
Один из вопросов, который особенно нас интересовал, — это кредитование фермерства. По нашей просьбе была организована встреча с представителем кооперативного банка. Он рассказал, что предоставляемые здесь кредиты делятся на три категории: краткосрочные — до двух лет, среднесрочные — от двух до семи лет и долгосрочные — свыше 7 лет. Процент по кредитам составляет от 7 до 8,5 процента годовых. Оформление кредита не занимает много времени и не превращается в бумажную волокиту. Однако, чтобы получить среднесрочный и долгосрочный кредиты, необходимо пройти проверку на финансовую и деловую состоятельность: как идут дела, выдавались ли ранее кредиты, как они погашались. Этим занимается специальный менеджер в банке. При кредитовании у них, как и у нас, необходимо иметь залог, в качестве которого могут быть земля, плодоносящие фруктовые деревья, сельскохозяйственная техника, скот, урожай. Причем залог, как и у нас, должен быть больше суммы кредита. На вопрос, как обстоит дело с начинающими фермерами, последовал ответ, что в их ситуации гарантом при получении кредита может быть правительство.
По статистике, 98 процентов клиентов возвращают кредиты в срок, 1,9 процента доставляют проблемы. Невозврат составляет 0,1 процента от взявших кредиты. Наименьшая запрашиваемая сумма — 25 тысяч долларов, самая значительная — до 15 миллионов. За 2006 год средний кредит, выданный банком фермерскому хозяйству, составил 375 тысяч долларов.
Налоги у американских фермеров весьма существенные: в год они платят государству от 35 до 40 процентов от своих доходов. Все наши попытки узнать, сколько зарабатывает тот или иной фермер в год, не увенчались успехом. Зато владельцы хозяйств охотно рассказали о заработной плате работников, которых нанимают. Так, ниже 6,5 доллара в час по американскому законодательству платить просто нельзя. В среднем же они платят до 10 долларов в час. Заработок постоянных рабочих составляет от 30 до 40 тысяч долларов в год, а трактористы зарабатывают 50—60 тысяч. Так же, как и у нас, фермеры стараются снижать себестоимость работ, самостоятельно выполняя то, что посильно. Тем не менее без привлечения специалистов не обходится. Дороже всего стоит нанять управляющего, которому надо выложить в год от 70 до 100 тысяч долларов.
Наши в Америке
— Так как мы питались самостоятельно и ходили за продуктами в обычные американские магазины, то получили представление о ценах на основные продукты. Килограмм мяса, например (после уточнения систем веса), стоит в пределах 5—50 долларов. Если учесть, что сегодня средняя заработная плата в Штатах составляет 4 тысячи долларов, то получается не так уж много.
Фермера, который приютил нас, мы угощали привезенной водкой, ужином из блюд нашей национальной кухни, которые ему очень понравились.
Практически везде встречали “наших”. На русскую речь они слетались, как мотыльки на свет, заговаривали, рассказывали о себе. Молодежь приехала в Америку подзаработать и учиться. Подходили люди постарше, спрашивали, как сегодня дела в Беларуси, с интересом относились к тому, что и у нас появился частный сектор, в том числе и в сельском хозяйстве. А значит, идут перемены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter