Особенности национальной диеты

Белорусы в этом году стали налегать на колбасу и копчености

Белорусы налегают на колбасу и копчености и понемногу освобождаются от прошлогодних запасов сахара, круп и макаронных изделий

Розничный товарооборот в Беларуси уже не растет теми темпами, какие наблюдались в прошлые годы, однако остается достаточно стабильным. По последним данным Белстата, в первом полугодии текущего года население приобрело продукции на Br 84,5 трлн., что на 9,5 % больше, чем за такой же период 2011-го. При этом в июне по отношению к предыдущему месяцу товарооборот вырос на 1,2 %, в мае — на 7,8 % после некоторого спада в апреле, когда закончился сезон высоких мартовских продаж.

Доля товаров отечественного производства в обороте розницы остается достаточно высокой — 74,8 %. При этом белорусы традиционно отдают предпочтение своим продуктам питания, напиткам и табачным изделиям — 84,2 % реализованной продукции выпущено внутри республики. Отправляясь за покупками в непродовольственный магазин, жители Беларуси не столь патриотичны: 38,3 % средств потрачены на импортный товар.

Практически неизменным остается присутствие отечественной продукции по таким группам, как мясо, сливочное масло, сыры, сахар. Несколько улучшила свои позиции выловленная в белорусских водоемах рыба — доля отечественной продукции в первом полугодии составила 52,9 % против 50,5 % в январе—июне 2011-го. Не остались незамеченными усилия производителей макаронных изделий и фруктовых и овощных соков — в конкурентной борьбе за долю рынка они отвоевали у зарубежных поставщиков по несколько процентов.

Представители белорусского легпрома подобным успехом похвастаться не могут. Так, торговые организации зафиксировали снижение доли отечественных поставщиков в продажах верхней одежды (до 63,9 % против 70,7 % годом ранее), трикотажных изделий (78,7 % против 86,3 %), обуви (64,2 % против 69,9 %). Покупатели стали обращать больше внимания на белорусскую парфюмерию и косметику (доля в объеме реализации увеличилась до 30,3 % по сравнению с 27,6 % в первом полугодии 2011 года). Значительно увеличилось соотношение в пользу отечественных производителей синтетических моющих средств и стиральных машин. Что касается белорусских телевизоров, то они пользуются все меньшим спросом.

Как сообщает Белстат, в розничном товарообороте торговли удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в первом полугодии составил 49,5 %, непродовольственных товаров — 50,5 %. Для сравнения: в январе—июне 2011-го эти показатели — 47,2 % и 52,8 % соответственно. Таким образом, в текущем году белорусам приходится перераспределять свои расходы в пользу продуктовой «корзинки». В первом полугодии продажи в группе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий выросли на 5,8 % к такому же периоду прошлого года, непродовольственных товаров — на 13,1 %.

Интересно, что жители Беларуси в первом полугодии купили на 2 % меньше мяса и птицы, чем годом ранее, зато налегали на колбасу и копчености — продажи выросли на 6,7 %. Увеличилась реализация сливочного масла и сыров — на 9 % и 5,7 % соответственно. По понятным причинам упал спрос на сахар, растительное масло, крупы и макаронные изделия. Очевидно, что население понемногу освобождалось от сделанных годом ранее запасов. К сожалению, почти на 20 % снизились продажи фруктовых и овощных соков, в то время как табачных изделий продано больше на 3,5 %.

Белорусы не торопятся отказываться от покупки новых предметов гардероба: практически по всем группам продажи выросли по сравнению с первым полугодием прошлого года. Особенно выиграли поставщики обуви — здесь реализовано на 19,2 % больше продукции. В то же время замедление в жилищном строительстве отразилось и на рынке стройматериалов: зафиксирован спад продаж на 10 %. Белорусские потребители предпочли отложить приобретение холодильника, стиральной машины или телевизора — по этим позициям продажи упали на 20 % и более. Несмотря на рост стоимости топлива, автолюбители не спешат пересаживаться на общественный транспорт. Так, реализация моторного топлива в сопоставимых ценах увеличилась на 36,6 % по сравнению с январем—июнем прошлого года.

Розничный товарооборот общественного питания в первом полугодии 2012 года достиг Br 4,6 трлн., или 106,3 % к уровню такого же периода 2011-го в сопоставимых ценах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter