Лодки, собаки и два вида границ: как несут службу на погранзаставе «Комарин» в Брагинском районе

Особенная погранзастава

Корреспондент «СГ» выяснила, почему к таковым относится «Комарин»

Эта часть Брагинского района — территория с богатейшей, но не самой легкой историей. Комарин был первым населенным пунктом, освобожденным от немецко-фашистских захватчиков. Из Гдени, самой южной деревушки страны, в хорошую погоду была видна Чернобыльская АЭС. Когда-то украинцы и белорусы каждый день ходили друг к другу в гости, охотились в одном лесу, рыбачили в одних водах. Сейчас два народа разделяет государственная граница, за спокойствие на которой отвечает погранзастава «Комарин».

В постоянной боевой готовности

При встрече с журналистами заместитель начальника заставы Артур Богданов с порога спешит уверить:

— «Комарин» — погранзастава особенная!

Здесь Артур служит около года, на пути к южному краю Беларуси успел объехать всю страну. Сам родом из Витебской области. Служить хотел со школьной скамьи, увлекаясь военными фильмами и книгами, потому после седьмого класса отправился в Минское кадетское училище, а после — в Институт пограничной службы.

Сержант Евгений Данилов с собакой по кличке Цатка и рядовой Павел Тюленев во время службы по охране государственной границы.

— Именно эта служба меня привлекала больше всего. Почему? Ты в постоянной боевой готовности, всегда настроен на выполнение самых разных задач. Здесь движение, меняющиеся обстоятельства. Нужно каждый раз выстраивать ход размышлений по-новому, чтобы поймать нарушителя.

Артур Богданов выбрал особенные вой­ска и попал на особенную заставу.

— Во-первых, мы охраняем самый большой в структуре Гомельской пограничной группы участок госграницы — больше 50 километров. Во-вторых, около 35 километров — это водный рубеж, то есть службу мы несем и на суше, и на реке. И еще есть два пункта пропуска — железнодорожный и автодорожный.

Конечно, в нынешних эпидемиологических реалиях просто так на Черниговский рынок не отскочишь. Границу сейчас пересекают мало: фуры и те, кто едет в командировку, работает или учится в соседней стране. Но при этом при себе нужно иметь подтверждающие документы, потому сейчас по всей Беларуси участились случаи, когда останавливают людей с фальшивыми командировочными удостоверениями.

Радиоактивный металл

А вот желающих посетить пограничную зону предостаточно. Места здесь красивые, недорогие участки под дачи с удовольствием разбирают даже столичные жители. Порыбачить приезжают россияне и украинцы.

— На нашем речном участке рыбаков огромное количество вне зависимости от сезона. Они до последнего сидят, уже лед на воде трескается! Порыбачить тут просто так не получится, нужно разрешение на пребывание в пограничной полосе и уведомить заставу о своем прибытии. Наша задача — следить за тем, чтобы не нарушались условия пребывания и чтобы никого не потянуло незаконно пересечь границу.

На все 50 километров забор не поставишь, потому использовать для контроля ситуации приходится все методы. Один из немаловажных — простое человеческое общение.

— Здесь много населенных пунктов, они небольшие, и люди, как правило, друг друга знают. Если появляется кто-то новый, на него сразу обратят внимание и при необходимости поставят в известность нас. Все-таки обеспечение спокойствия здесь наша общая цель.

Основная часть нарушителей как раз те, кто в погранполосе решил порыбачить без разрешения. Но попадаются и серьезные злоумышленники. На последние майские праздники пограничникам поступила информация о таких в районе деревни Гдень. Наряд выдвинулся на место и задержал отца и сына — они решили нелегально пересечь границу, чтобы перевезти рога животных и металлолом. Но майский трип привел семейный подряд не к обогащению, а к административному процессу.

Четырехлапые напарники

Артур Богданов продолжает экскурсию по заставе. Проходим в гараж: чтобы ловить нарушителей на воде, у пограничников есть плавсредства. А для патрулирования сухопутной части наряд перед каждым выходом проходит тренировку по следам. На специальную поверхность, чем-то напоминающую детскую песочницу, наносятся разнообразные следы обуви.

— По следам пограничник может выяснить рост, комплекцию человека, направление движения и количество нарушителей. Бывает, что шагают след в след, но сделать это идеально невозможно. Все равно где-то миллиметр отклонения будет, и мы его тщательно изучим.

А если не справится человек, на выручку придут четырехлапые пограничники. На службе здесь две немецкие овчарки. Начальник службы собак Владислав Рудковский встречает нас у вольеров. Сюда уроженец Орши попал срочником, но остался на контракт — не смог оставить свою верную напарницу Сирин.

— Собака как ребенок, к ней подход нужен. Сирин шесть лет. С девочками обычно сложнее работать, у нее настроение каждый день разное, но зато у них больше привязанности к кинологу. Не надо, как с мальчиками, выяснять, кто главнее, — смеется кинолог.

Кроме огромной взаимной любви и привязанности, большая часть жизни кинолога и собаки — ежедневные тренировки.

— Следовая работа, обыск местности, поиск человека, выборка предмета. Например, есть 10 предметов, и только два из них имеют нужный запах, вот верные варианты ей и нужно выбрать.

Пожалуй, самая ответственная работа для четырехлапых стражей границы — поиск человека по следу.

— Знаем, что на определенном участке есть нарушитель, но мы самого человека не видели. Но где бы он ни прошел, он оставляет за собой след и запах. Его не чувствует человек, но чувствует собака. Она различает две тысячи запахов, и за нужным может идти от 4 до 7 километров. Зависит, конечно, от квалификации собаки, но упорства в поиске нарушителей нашим помощникам не занимать.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter