Особая святыня

ИСТОРИЯ белорусского народа неразрывно связана со становлением православия в Беларуси, а одной из ярких и славных ее страниц стала деятельность Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря, или Кутеинской лавры, что в городе Орша.

К 390-летию основания Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря

ИСТОРИЯ белорусского народа неразрывно связана со становлением православия в Беларуси, а одной из ярких и славных ее страниц стала деятельность Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря, или Кутеинской лавры, что в городе Орша.

В записках русского купца, посетившего Оршу в XVI веке, упоминается город «на посаде семь церквей». В XIX веке Оршу называли «белорусским Суздалем». Отсюда, от Кутеинской лавры, пошло начало общежитейского монашества по всей Белой Руси. Именно здесь появился первый белорусский букварь Спиридона Соболя. Кутеинские иноки несли в белорусские земли просвещение, сохранение культурных и духовных традиций восточнославянского церковно-прикладного искусства.

Богоявленскую соборную церковь Кутеинского монастыря построили в 1623—1636 годах. Это был величественный деревянный крестово-купольный храм. Его стены были расписаны клеевыми красками, внутри алтаря Богоявления Господня на стене за престолом находилось изображение Тайной вечери. К сожалению, в 1891 году во время сильной грозы церковь от удара молнии сгорела, спасли только монастырскую ризницу.

Исторические материалы  свидетельствуют об уникальности этого сооружения. Храм был в два этажа: в нижнем находились усыпальницы со склепами, закрытые ныне, в двух же открытых, по преданию, была пещерная церковь. Современное археологическое исследование, проведенное в монастыре, подтверждает наличие подземных помещений, высота которых составляет 2,8 метра. Многие местные краеведы указывают на наличие в подземных ходах Кутеинского монастыря многочисленных ниш, в которых находили саркофаги, украшенные искусной резьбой. Подобные пещерные церкви имеются в Киевско-Печерской лавре. То есть собранный исследовательский материал указывает на уникальность этого древнего белорусского храма.

Построенная позже Свято-Троицкая церковь, ныне действующая, является теплым храмом монастыря. Начало ее строительства — первая половина XVII века. Первоначально она была двухэтажной с нижним престолом во имя Рождества Христова и верхним — во имя святого апостола Андрея Первозванного. Однако в 1868 году церковь перестроили, верхний этаж разобрали, переделали кровлю, изменили главки. Храм стал более приземистым, со стороны притвора устроили небольшую паперть.

В 1869 году церковь освятили в честь Пресвятой Троицы. Уникальным было украшение предалтарных плафонов с изображением Божией Матери на престоле, держащей Предвечного Младенца и окруженной ангелами. Храм продолжал существовать до 20-х годов ХХ века, но потерял первозданный архитектурный облик после закрытия монастыря.

Церковь стала вновь действующей с именем Пресвятой Троицы в середине 90-х годов прошлого века после реставрации храма, ставшего, как отмечают специалисты, «непрофессиональным обращением с историческим наследием». И для восстановления справедливости необходима новая реконструкция храма в православной традиции, на основании имеющихся исторических и научно-исследовательских данных.

Становление обители Кутеинского монастыря проходило в тяжелое для православия время, когда Орша находилась под властью польского короля, а  правящая каста римско-католического вероисповедания враждебно относилась в то время к православным. Находясь в приграничной полосе, оршанские земли часто становились ареной боевых действий русских и польских войск.

Большие испытания выпали православным с началом русско-польской войны (1654 год). В том же 1654 году заместитель игумена Деанисий получил от царя Алексея Михайловича охранную грамоту, запрещающую русским войскам разорять монастырские деревни. А святитель и патриарх Руси Никон после перехода Орши под московское ведомство стал просить царя Алексея Михайловича, чтобы он повелел перевести из Кутеинской обители боголюбивого игумена с братией в Иверский монастырь на Валдай. В этом святитель «предвидел, какую крепость и утверждение может получить от такого столпа благочестия и терпения новосозданная им обитель». Другой причиной перевода послужило опасение, что в случае нового завладения Оршей польскими и литовскими войсками на Кутеинский монастырь будет воздвигнуто сильное гонение.

Смиренно повинуясь воле святителя и промыслу Божиему, игумен Иоиль сразу же отправился в указанное место. Вместе с ним отправились в Иверский монастырь и члены кутеинской братии: искусные строители, книгопечатники, резчики по дереву, граверы, иконописцы, литейщики, кузнецы, переводчики, летописцы, переплетчики, мастера изразцового дела. Большой спис серебряных и золотых церковных ценностей привезли на Валдай кутеинские братья, захватив с собой ценнейшие экземпляры печатной продукции, выпуск которой был налажен еще славным Спиридоном Соболем в «Кутеинской друкарне». Но особой ценностью являлось типографское оборудование, привезенное оршанскими печатниками. С приездом кутеинских монахов начинают усиленно развиваться книгопечатание и переплетное мастерство на Руси. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор.

Нынешнее празднование 390-летия основания Богоявленского Кутеинского монастыря приходится на год 1025-летия празднования Крещения Руси, отмеченного столь широко и в России, и в Беларуси. Это две великие даты нашего святого православия, что дает надежду на свершение исторической справедливости — обновление и развитие таких святынь, как Кутеинская лавра. Первый напечатанный здесь букварь, уникальная подземная церковь, исторические и культурные изыскания дают право создания на территории Богоявленского Кутеинского монастыря исторического и духовно-просветительского центра. Тем более что город Орша, неоднократно «проутюженный» мировыми войнами (его ратные заслуги отмечены орденом Отечественной войны), к сожалению, мало сохранил исторических мест.

Хотелось бы, чтобы и духовный подвиг основателей и просветителей Кутеинской лавры был отмечен новым ее обновлением, чтобы это место стало привлекательным не только для паломников, но и туристов, для жителей всего Союзного государства. При участии ученых обоих государств, министерств культуры необходимо разработать конкретную программу возрождения Кутеинской лавры, включив ее в инвестиционную программу года. На наш взгляд, было бы  исторически справедливо со стороны руководства Российской Федерации и высокого Патриаршего престола Русской православной церкви также принять участие в реконструкции и реставрации, в строительстве храмов и корпусов Кутеинской лавры.

Уже сегодня необходимо создать серьезный попечительский совет и отдельный фонд «Возрождение Кутеинской лавры». Не только в самой Орше, но и на знаменитой трассе Брест—Москва оформить рекламную экспозицию, посвященную Кутеинской лавре, отобразить эту тему в разнообразных буклетах, открытках и путеводителях.

Людмила ДОБРЫНИНА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

Константин НИЛОВ,  член правления Союза писателей Беларуси

В ТЕМУ

ПРАЗДНОВАНИЕ 390-летия Свято-Богоявленского Кутеинского монастыря, которое проходит в эти дни, началось Божественной литургией в Ильинской церкви с участием Архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия.

После службы от стен храма стартовал Крестный ход с иконой Оршанской Божией Матери. Духовенство, жители города, гости и паломники направились в Кутеинский монастырь, где состоялись молебен в честь иконы Оршанской Божией Матери и церемония освящения колоколов.

На сценической площадке Кутеинской лавры прошел концерт «Православные песнопения», состоялся показ театральной постановки «Спиридон Соболь», была организована выставка детского творчества «Орша православная» и выставка «История Букваря».

Представители НАН Беларуси, Национального исторического музея и краеведы приглашены на научно-практическую конференцию «Кутеинские чтения-3». В эти дни также организованы встречи с учащимися в библиотеках учебных заведений города.

Завершатся торжества праздничным вечерним богослужением в соборе Пресвятой Богородицы.

Виктор КРУЧКО

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter