Особая прелесть маршрутки

Многие минчане считают маршрутки полезным, но опасным транспортом.
Многие минчане считают маршрутки полезным, но опасным транспортом. Парадокс? Да нет. Как и весь общественный транспорт, "автобусное" такси втиснуто в прокрустово ложе законодательных актов, гарантирующих безопасность клиентов. Вот только водители и владельцы "микроподвижного состава" соблюдают их крайне неохотно и, увы, редко. А городским властям не хватает "характера", чтобы жесткой рукой навести окончательный порядок в этой сфере. Таковы выводы Комитета государственного контроля после проверки минских "маршрутных фирм".

Конкуренты троллейбусам?

"Болезнь" любого автовладельца: сначала ты ездишь на машине, потом она на тебе. Вот и мой старенький "Гольфик" сломался. Пришлось запчасти искать своим ходом. Тогда-то и понял всю прелесть маршруток. Но бросилась в глаза закономерность: тяготеют "бусики" к густонаселенным районам, где и муниципальный транспорт ходит относительно сносно. А вот менее оживленные магистрали не любят.

- Пассажир нужен, - разъяснил мне один из водителей. - Если микроавтобус полностью загружен, то каждое пассажирское место приносит в месяц 100 - 200 долларов прибыли. Полупустым будешь ездить - в 2 раза меньше.

Тоже неплохой доход. Но любой предприниматель деньги считает. Поэтому и дублируют наиболее "пассажиронасыщенные" маршруты.

- Соответствующая инструкция Министерства транспорта и коммуникаций предписывает, что маршруты должны разрабатываться местными органами власти, - говорит Татьяна Смолич, начальник управления контроля сферы услуг КГК. - Причем учитывать транспортное сообщение районов и улучшать его за счет микроавтобусов. А маршруты предпринимателям предоставлять на конкурсной основе. Однако в Минске все происходит иначе. Перевозчики приходят в КУП "Минсктранс" с уже готовыми маршрутами, который их и утверждает.

Понятное дело, что каждый коммерсант хочет захватить транспортную артерию "пожирнее". Поэтому большинство маршрутов и проходят через многолюдные улицы.

Кстати, в этом бизнесе главное - количество не автомобилей, а маршрутов. Их потом можно сдавать в аренду разными хитрыми способами владельцам "бусиков". Так, ООО "Локосин" до мая 2004 года вообще не имело транспорта, однако нахватало в "Минсктрансе" маршрутов и потом мирно их раздавало индивидуальным предпринимателям. Причем на безвозмездной основе. По крайней мере, так значилось в бухгалтерских отчетах. Обычно за такое "меценатство" владелец маршрута требует около 100 долларов США ежемесячно с каждого "бусика". Кстати, на маршрутах "Локосина" постоянно работали 30 - 40 автобусов.

Это ООО сильно заинтересовало сотрудников госконтроля. Больше года оно вообще никакой хозяйственной деятельности не вело, из штатных сотрудников был только директор. Микроавтобусов же на балансе "Локосина" в это время тоже не числилось. А ведь это одно из главных условий получения лицензии пассажироперевозчика. Кстати, она у компании имелась. Сейчас предстоит выяснить, каким образом ей удалось сначала получить лицензию, а потом и маршруты.

Лишнего билетика не найдется?

На конечной остановке водитель маршрутки с профессиональной сноровкой обилечивал пассажиров. Точнее - собирал плату, давал сдачи, даже "пробивал" деньги... Из портативного кассового аппарата торчал длинный шлейф чеков-талончиков, который он одним движением сорвал и бросил в мусорку под сиденьем.

- А мой талончик? - обиженно интересуюсь я. Понимаю, что контролер не зайдет, но хотелось бы иметь документ, подтверждающий поездку.

- Зачем тебе? - удивился "маршруточник". - Раздай вам билеты, так потом мусора в салоне не оберешься, - с ехидством резюмировал он.

Впрочем, в других маршрутках кассового аппарата вообще не было. Хотя без него лицензию опять же не получишь. Некоторые покупают аппарат и кладут под сиденье, даже не распаковывая.

- Государство обманываете? Мимо кассы деньги пропускаете...

- Ничуть, - обижаются "маршруточники". - Мы же индивидуальные предприниматели. Платим единый налог. Поэтому доходы и учитывать не обязаны...

Вроде бы оно и так. Тем более что по декрету Президента они действительно имеют право оказывать услуги без выдачи кассовых чеков. Однако по тому же декрету индивидуальный предприниматель должен выдавать другой документ, подтверждающий оказание услуги. В данном случае - талон. И дело тут не только в налогах.

- Большинство водителей маршрутных такси не обилечивают пассажиров, - подтверждает Татьяна Смолич. - И грубо нарушают Закон "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках". Там четко сказано: перевозчик обязан обеспечивать билетами, а пассажиры - хранить их на протяжении всей поездки. Кассовый билет - своеобразная гарантия. В Минске было несколько случаев, когда по вине водителя - столкновение, резко затормозил - люди получали травмы. А на компенсацию своего здоровья рассчитывать не могли. Билетов у них не было, и как тут докажешь, что ехал именно в этой маршрутке...

Словом, вовсе не в чистоте салона дело. Ведь водитель несет ответственность за пассажиров. А нет билета - нет и последствий. Даже если сто раз виноват в проблемах пассажира. Последний без талона вряд ли сможет что-нибудь доказать.

И напрасно налоговые инспекции не требуют наличия кассовых аппаратов у "маршруточников". Ведь, как и все "ипэшники", они обязаны вести учет выручки и расходов, потом указывать эти суммы в годовом отчете. Впрочем, "черный нал" требуется перевозчикам и для других целей. В частности - водителям в конвертах зарплату выдавать. Ведь, судя по бухгалтерии, они сплошь и рядом получают 60 - 70 тысяч рублей. Хотя выглядят сыто, одеты неплохо - явно не на "задекларированные" доходы. Уменьшают "официальный" фонд зарплаты предприниматели тоже вполне сознательно: чтобы не делать отчисления в социальные фонды, не платить подоходные налоги и т.д. Так что "экономия" в отсутствии кассовых аппаратов все-таки присутствует.

Кстати, у всех проверенных госконтролем юридических лиц даже не имелось экономического обоснования тарифов на проезд. А ведь в июле решением Мингорисполкома установлен предельный уровень цен на такие услуги. На городских маршрутах протяженностью менее 10 километров - 1.000 рублей, свыше 10 - 1.300 рублей.

У семи нянек - дитя без глаза

После критических статей из различных контролирующих органов приходила масса ответов. Мол, все работают, уделяют внимание, нерадивых наказывают... Вроде бы пора нарушениям уже и прекратиться. Но все отчего-то идет по старой, накатанной колее. И госконтроль снова находит массу отступлений от законодательства. Да, массированные рейды действительно проводятся, вот только меры к недобросовестным предпринимателям не принимаются.

Взять хотя бы ту же невыдачу билетов пассажирам. Если перевозчик хотя бы два раза не выдал клиенту билет, то, по условиям предоставления маршрута, может лишиться паспорта своего маршрута. Однако таких прецедентов в городе еще не случалось. Как единичны и случаи лишения лицензий. Впрочем, последнюю потерять весьма сложно. После нарушений коммерсантам выносится предписание, дается полгода на устранение недостатков. Если перевозчик попался совсем непонятливый, то действие лицензии лишь приостанавливают... Словом, длинная история получается. Поэтому большинство проверок сродни американской рыбалке: поймал рыбку, в руках подержал и отпустил обратно в речку.

- По большому счету, ужесточать требования к перевозчикам, думаю, не следует, - говорит Татьяна Смолич. - Законодательство достаточно жестко регламентирует работу маршрутных такси и соблюдает права населения. Только необходимо усилить контроль за этой сферой бизнеса и Мингорисполкому, и КУП "Минсктранс", и транспортной инспекции Минтранса. Обнаруженные нами недочеты в работе маршрутных такси подробно изложены в отчете, выработаны предложения, которые будут доведены до соответствующих органов власти.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter