Как развивать союзные отношения?

Особая миссия союзных программ

Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин синхронно подтвердили твердое намерение провести Высший государственный совет Союзного государства 4 ноября, на котором и будут подписаны 28 союзных программ. Оба президента в очередной раз четко дали понять, что выступают за углубление интеграции в рамках Союзного государства, в основе которого будет лежать четко формализованные и взаимовыгодные торгово-экономические отношения двух стран.

Как политический субъект Союзное государство так и не смогло состояться в силу объективных обстоятельств — у него нет экономических активов, его бюджет формируется дотациями из национальных бюджетов России и Беларуси, национальные правительства оказались не готовы ни делегировать власть, ни обеспечить собственными экономическими активами Союзное государство. Однако схожесть политических систем, ментальность правящих элит и действия так называемого коллективного Запада по свержению действующей власти в России и Беларуси (что в текущий момент приобретает особую значимость) позволяют выстраивать принципиально новые союзные отношения. Да, по большому счету, иного выбора нет. Примеры Югославии, Сирии, Ирака, а теперь и Афганистана это хорошо показывают.

Именно поэтому, для такого межгосударственного образования, как Союзное государство России и Беларуси сегодня наступил если не «звездный час», то по крайней мере — «час истины». Союзные отношения развивать необходимо, иначе начнутся обратные процессы дезинтеграции, в которых никто не заинтересован.

В последние годы, пожалуй, лишь чиновники из аппарата СГ, не говорили о необходимости серьезного переформатирования целеполагания союзных отношений в сторону торгово-экономических отношений. Конечно, за основу тут необходимо взять известный врачебный принцип — не навреди. Поэтому, не ломая ту форму, которую сегодня представляет Союзное государство, нужно ее наполнить конкретным содержанием.

Именно в этом и состоит миссия новых программ Союзного государства, а именно — создание совместных институтов, которые бы скрепляли всех членов союза: скоординированная денежно-кредитная и налоговая политики, промышленные цепочки, транснациональные корпорации, общие инвестиционные проекты и институты развития.

В то же время не стоит пытаться объять необъятное. Нужно в первую очередь обеспечить важнейшие стратегические направления в каждой из отраслей экономики. Таких, как энергетика, промкооперация, логистика, денежно-кредитные отношения и ряд других. Впрочем, это уже, скорее, вопросы тактики, то есть отраслевых программ, которые будут разрабатывать для конкретизации положений стратегии.

И наверное, последнее: сегодня обе стороны очень много внимания уделяют вопросам торговых войн. А надо заниматься превентивными мерами и меньше использовать государственные национальные формы для решения этих конфликтов внутри интеграционного объединения. Таким образом, сегодня главное, что стратегическое решение принято. А уж как именно наши страны, особенно элиты, станут его реализовывать, будет видно по ходу событий.

И совсем последнее. Для подавляющего большинства программ срок их практической реализации — 1 января 2023 года. То есть, предстоящий 2022 год для чиновников не только из аппарата управления Союзного государства, но и обоих правительств будет очень напряженным. Необходимо будет не только проанализировать и выработать единые подходы к целому ряду нормативно-правовых документов, но и утвердить их на Союзном Совмине. А как показывает наша история, именно последний этап самый сложный.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter