Некогда Лукомль был центром удельного княжества. Сегодня агрогородок — единственное место в районе, где можно поучаствовать в удивительном действе: сплести огромный венок, проводить русалок, загадать желание и попробовать угадать будущее. Никаких сценариев и долгих репетиций — все происходит так, как несколько веков назад. Женщины с песнями идут на окраину деревни к ближайшему ржаному полю, чтобы сплести магический венок, водружают его на самое высокое дерево на местном кладбище, проводят ритуалы для здоровья и благополучия. Аутентично, необыкновенно и немножечко волшебно, час икс — восьмой день после Троицы.
— Помню, еще мама участвовала в «Розгарах». Для нас, детей, это был настоящий праздник. После обрядовой части обязательно готовили угощение, веселились всей деревней, — рассказывает заведующий Лукомльским сельским домом культуры Эмма Богатырева. Она носитель нематериального наследия во всех смыслах слова. Эмма Егоровна — одна из немногих, кто может рассказать о тонкостях старинного обряда.
Историческая родина традиции — чашникская деревня Ротно. Именно здесь почти до конца прошлого столетия сельчане провожали русалок, заплетая свои мечты в один на всех венок. Уроженка Ротно Эмма Богатырева наизусть знала и песни, и присказки, и приметы, которые сопровождали обряд. А перебравшись в соседний Лукомль, перевезла туда и «Розгары».
— Эта история немного грустная, — вспоминает руководитель Дома культуры. — Народную традицию провожать русалок в Ротно поддерживали до последнего. Со временем молодежи в деревне оставалось все меньше, а у старожилов силы уже были не те, чтобы делать все по правилам. Потихоньку проведение «Розгаров» стало сходить на нет. А когда я молодым специалистом прибыла в Лукомльский СДК, решили возродить обряд.
Мало сказать, что работники культуры проделали большую работу. Нет, были и этнографические экспедиции, и много страниц собранных материалов, и сценическая интерпретация обрядового действа, чтобы показать, насколько оно яркое и самобытное. А за кадром — уйма потраченного времени и сил, крайне бережное отношение к деталям фольклорного наследия, доставшегося от предков, и большое желание дать ему вторую жизнь. И все удалось.
Сначала «Розгары» обкатали на сцене. Представление настолько понравилось сельчанам, что обряд плавно переместился на улицы агрогородка. А здесь уже можно было и идти на край деревни, собирая по дороге все необходимое для венка, и пугать русалок на кладбище, и встретиться за одним столом. Свое, такое живое и близкое, возвращающее к истокам, люди приняли очень хорошо. Более того, жители Лукомля каждый год с нетерпением ждут, когда их пригласят веселиться, ворожить, желать друг другу мира и добра. А еще — все прекрасно знают, что изготовленный сообща венок обладает особой магической силой.
Аккомпаниатор Лукомльского СДК Анастасия Дубинец и директор учреждения культуры Эмма Богатырева вспоминают, как впервые проводили обряд «Розгары» в Лукомле.
К слову, удержать его одному невозможно, нести это произведение совместного творчества приходится как минимум вшестером. О том, что венок имеет целебную силу, рассказывали еще в Ротно. Например, если заболела домашняя живность, нужно взять и скормить ей пару русальных веточек. Говорили, что это всегда помогало. А тот, кто трижды пройдет через венок, сплетенный на «Розгары», будет здоров и удачлив. Вот и готовили его размером в человеческий рост.
В 2020 году обряд получил статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси. А стену сельского Дома культуры украсила тематическая роспись — картина с изображением моментов старинной традиции. В одном из персонажей работники СДК рассмотрели жительницу Лукомля — старушку, которая в таком же, как и на картине, красном платье и ярком платке всегда ждала их на завалинке.
— Все, кто принимал участие в «Розгарах», приходили в восторг, — отмечает Эмма Богатырева. — Неважно, были это участники художественной самодеятельности, жители села или научные работники. Есть все-таки в обряде особая притягательная сила.
По словам культработника, в старинной народной традиции живет душа. Тех, кто тщательно ее восстанавливал, кто задолго до твоего рождения шел на край деревни за цветами и ветками для венка. Той самой сельчанки в красной одежде. Красивая душа белорусского народа.