Основой национальной политики должна быть справедливость к людям

Замысел этого мероприятия Александр Лукашенко анонсировал еще в конце ноября, назначая председателем Мингорисполкома Анатолия Сивака. Но не только это событие стало поводом для нынешней встречи. Открытый и честный разговор назрел давно. Ведь у Минска особый статус. Столица — лицо всей страны. На нее должны равняться регионы. А для этого надлежит быть образцовым городом по всем показателям. Является ли таковым Минск сегодня? Чего удалось добиться и какие проблемы предстоит решать городским властям уже в ближайшее время? Обсуждали многое: вопросы экономики, строительства, транспортного обеспечения, безопасности, экологии, благоустройства. Но красной нитью через весь разговор прошла тема ответственности власти и ее справедливого отношения к людям. Президент убежден — в этом должна быть основа государственной политики:

— В основу нашей политики как национальная идея должно быть положено главное — справедливость. Нет справедливости — не будет государства. Оно начинает разрушаться отсюда. Ни в коем случае нельзя оторваться от народа: он не потерпит несправедливости и снобизма.


О достижениях Минска


Открывая совещание, Президент обратил внимание на стратегическую значимость Минска как политического, экономического, научного и культурного центра, важнейшего транзитного узла:

— На площади в 350 квадратных километров проживает пятая часть населения Беларуси — почти 2 млн человек. Это больше, чем в любой другой области. На столицу равняются все регионы. На нее смотрят, как на образец. Берут пример, перенимают опыт. По основным показателям социально–экономического развития городу Минску принадлежит от четверти общереспубликанского ВВП до 80 процентов прямых иностранных инвестиций. Если до середины 2000–х мы восстанавливали город после развала СССР, то затем Минск вышел на свою траекторию развития. За две с половиной пятилетки население прирастало по 16 — 17 тысяч человек в год, и по численности мы практически достигли разумного предела. Я не единожды об этом говорил. Было сказано четко и определенно: хватит, такими темпами Минск развиваться в плане населения не может. В противном случае это грозит полным коллапсом городу.

За последние годы в Минске появились объекты, которые кардинально изменили восприятие столицы. Построены две спортивные арены мирового уровня, Национальный олимпийский стадион «Динамо», новые станции метро, 14 современных гостиниц и торговые центры. Провели реконструкцию Национального аэропорта. Открыли один из самых больших аквапарков в Европе. В Минске получили развитие самые современные медицинские технологии. Введены в эксплуатацию 17 крупных медицинских центров и 8 поликлиник. Для сферы образования построены 42 дошкольных учреждения и 18 школ. Возведением нового музея истории Великой Отечественной войны мы увековечили память о подвиге нашего народа. Столица стала площадкой для международных кино– и театральных фестивалей. Мы принимаем десятки крупных мировых и европейских спортивных мероприятий. Недавно на достойном уровне провели конкурс детской песни «Евровидение».

О городах–спутниках


Применительно к экономике Президент часто использует термин «опережающее развитие». Здесь, как в спорте: если бежишь медленнее, чем другие, значит, отстанешь. Такое же сравнение применимо и к развитию Минска, сказал Александр Лукашенко:

— Столицы чаще всего расположены внутри столичных регионов и поэтому естественным образом ограничены в территориальном росте. Городу и Минской области при координации Правительства необходимо разработать и законодательно закрепить планы по развитию пригородных земель. Определить в них функциональное назначение территорий с грамотным зонированием и учетом интенсивности их использования. Увязка планов развития двух административных единиц — это основа. Пока в данном вопросе много бессистемности и, я бы даже сказал, хаотичности.

Президент напомнил, что несколько лет назад была достигнута договоренность о том, что опорные точки минской агломерации должны смещаться в сторону городов–спутников — Дзержинска, Заславля, Логойска, Смолевичей, Фаниполя и Руденска:

— Однако с 2012 года дело не продвинулось дальше одного сданного дома в Смолевичах. Оно и не сдвинется, если Государственная программа по выносу производственных объектов провалена. А ведь перенос запланированных 12 предприятий (например, «Белорусские обои», обувная фабрика «Луч», Минский завод отопительного оборудования и прочие) привлек бы в регионы рабочую силу. Я уже не говорю о том, что недостаточно развито быстрое и недорогое транспортное сообщение с городами–спутниками. Вы никогда не уговорите человека туда переехать, если он будет тратить на дорогу от дома до работы больше часа.

Президент поинтересовался, как и когда Мингорисполком планирует строительство новой магистрали Минск — Национальный аэропорт, а также линии скоростного трамвая, который будет обеспечивать быструю доставку пассажиров:

— Города–спутники, индустриальный парк —  это векторы развития  и разгрузки столицы. Может быть, у нового мэра есть альтернативные мысли? Хотелось бы услышать, каким он видит решение этих вопросов с учетом установленного порога в 2 млн человек. Перешагнуть его нельзя. Это не прихоть,  а условие комфортной жизни людей. Плотность населения в Минске и так выше, чем в Варшаве, Берлине, Киеве, Риге, Вильнюсе и иных столицах.

Об экономике города


Проблему перенаселения можно решить только в увязке с вопросами экономического развития, считает Президент:

— За 8 лет экономика города приросла чуть более чем на 20 процентов, однако это не может быть поводом для гордости. С одной стороны, валовой региональный продукт столицы на 70 процентов формируется в сфере услуг, торговле и финансах. С другой — он пока еще ресурсоемкий, а промышленные предприятия отстают от требований современного рынка и экологических норм. Средний показатель рентабельности не способен достичь двузначной цифры и колеблется около нее. Промышленность Минска составляет почти 16 процентов от республиканских объемов производства. Из–за своей среднетехнологичной структуры она испытывает постоянный дефицит работников по специальностям, которые непривлекательны для жителей столицы. А значит, сюда едут люди из регионов. Сегодня в реальном секторе города работают почти 200 тысяч человек. В любой из областей этот показатель меньше.

По словам Александра Лукашенко, в ближайшем будущем роботизация охватит и промышленные предприятия Минска. Главная задача — трудоустроить людей, и об этом нужно думать уже сегодня:

— Считаю, что благодатной средой для расширения занятости может стать малый и средний бизнес. Но при условии, что число его субъектов в среднесрочной перспективе вырастет не менее чем в 2 раза.

Если городская власть будет «стимулировать» предпринимательство так, как это делала прежняя, то проблему мы никогда не решим. Пока за январь — сентябрь 2018 года создано всего 195 высокопроизводительных рабочих мест. При этом, несмотря на рост населения столицы, численность занятых с 2010 года сократилась на 28 тысяч человек.

Тот факт, что Минск — единственный из регионов устойчиво формирует профицитный бюджет, также не радует Президента. Ведь такой профицит формируется во многом за счет импортеров:

— В столице их 10 тысяч — половина от общего числа по республике. Правительству поставлена задача разобраться с этим импортом, заняться предметно импортозамещением. Естественно, будем разбираться с импортерами. Структура бюджетных доходов должна быть менее зависимой от импорта с учетом прибыльности бизнеса в городе, стоимости земельных участков, уровня доходов.

О зарплатах и ценах


— Жители столицы традиционно более обеспеченные. Доходы в Минске на душу населения в полтора раза больше, чем в среднем по стране. Но 20 процентов жителей города до сих пор получают меньше четырехсот рублей в месяц. Поэтому задача по повышению зарплат низкооплачиваемым категориям работников актуальна и для Минска. Тем более что цены на товары и услуги здесь самые высокие в стране.

Сегодня в Минске функционирует около 12 тысяч розничных торговых объектов, 3 тысячи объектов общественного питания и 98 торговых центров. За две с половиной пятилетки торговые площади увеличились почти в три раза. Статистика впечатляет. Однако такая масштабная конкуренция слабо влияет на ценовую ситуацию, сделал вывод Президент:

— По–прежнему реальных скидок нет, либо они символические, а западноевропейский шопинг у минчан считается более привлекательным. Задача для городской власти — создать такие условия, чтобы людям хотелось тратить деньги в своем городе.

Александр Лукашенко напомнил, что при назначении Анатолия Сивака председателем Мингорисполкома уже говорил о том, что надо серьезно обратить внимание на «сетевых монстров» в столице:

— У бывшего мэра (Андрея Шорца. — Прим. ред.) слишком близкие были отношения с некоторыми торгашами. Это одна из причин, почему он сегодня уже не работает. Ни в коем случае нельзя угробить магазины шаговой доступности. Они должны существовать. Никакой тут монополии быть не может: ни у «Евроопта», ни у «Короны». Понастроили, а конкуренции нет никакой. Нельзя, имея опыт под боком Западной Европы, идти другим путем. Там эти кафешки, ларечки, магазинчики сплошь и рядом, и люди с удовольствием их посещают. Я вам никогда не запрещал работать в интересах людей. А цены — это главная проблема.


О комфортной городской среде


— Дальнейшее развитие Минска должно проходить прежде всего за счет реконструкции существующих территорий, а не нового строительства. Огромные площади заняты производственными объектами, которые можно использовать эффективнее. Начинает проявляться болезнь неравномерности транспортной нагрузки. Отдельные улицы, развязки просто задыхаются. Необходимы недорогие, но продуманные решения. При этом посягать на зеленые насаждения даже и не думайте. Имейте в виду, что специальная группа мониторит интернет и смотрит, как по стране начальники и руководство обходятся с деревьями, парками и скверами. Об этом сразу же письменно информируется Президент. И мы разбираемся с каждым случаем. Прежде чем срубить дерево, подумайте, сколько деревьев вы посадили. Это же здоровье. Если вы этого не понимаете, так подумайте о своих детях.

Президент также потребовал исключить практику, когда застройщику разрешается откорректировать проект и не строить паркинги, объекты социального назначения, не заниматься благоустройством:

— Разве это снижает конечную стоимость? Экономия идет в карман застройщика, а нагрузка на инфраструктуру и бюджет возрастает до критических значений. Обращает на себя внимание и проблема несогласованности действий различных служб на местном уровне. На конкретных примерах это вообще как на ладони. Сначала дорожники латают ямы, потом коммунальщики взрывают асфальт и прокладывают трубы, затем свои сети меняют электрики, связисты и прочие. И люди все это видят.

О жилищно–коммунальном хозяйстве


— От безупречности его функционирования зависят развитие экономики, здоровье и работоспособность людей, настроения в обществе. И в том числе репутация власти. С позиции города многие проблемы могут казаться мелкими. Но конкретным людям они доставляют серьезный дискомфорт, со временем накапливаются и перерастают в большущую проблему. У мэра Минска должна быть выстроена эффективная система своевременного реагирования.

Ключевая задача для Минска такая же, как и для всей страны, — повышение качества услуг при одновременном снижении затрат на их оказание, подчеркнул Президент:

— Например, потери тепла снизились с 13 до 8 процентов. Но это надо проверить. Неплохо, но в то же время мало. Потери должны быть 5 процентов и менее. Это будет хороший показатель для Минска.

Все крупные города испытывают проблемы с водоснабжением. И Минск не исключение. Городу нужно полмиллиона кубометров воды в день.

— Воды из озера Нарочь при таком расходовании хватило бы только на 3 – 4 года, — привел сравнительный анализ Президент. — У столицы сегодня треть источников — поверхностные. Это неправильно.

Планируйте к середине следующей пятилетки (крайний срок — 2025 год) полностью перевести все питьевое водоснабжение города на подземные источники.

Александр Лукашенко обратил внимание и на состояние уникальной минской водной системы:

— Река Свислочь, ее притоки, прилегающие к ней территории необходимо, прежде всего, привести в надлежащее санитарно–гигиеническое состояние. Кстати, я уже показал, как это сделать собственными руками. Поезжайте — напротив Дроздов по речке пройдитесь и посмотрите. И каждый год этот порядок поддерживаю.

О переработке мусора


Экология для большого мегаполиса — одна из главных проблем.

— На один квадратный километр городской территории приходится более 400 тонн выбросов загрязняющих веществ в воздух в год. Это гораздо больше, чем в других регионах. А значит, и мероприятия по охране окружающей среды должны быть более требовательными и масштабными, — заявил Президент.

В этой связи он поднял тему сбора, переработки и захоронения твердых бытовых отходов:

— Мощностей единственного полигона хватит года на 3 – 4. Необходимы кардинальные современные экологические решения. В противном случае вокруг Минска появятся десятки гор. Только мы не знаем, что с ними делать, такие горы нам не нужны.

А ведь во всем мире на переработке мусора зарабатывают деньги. Это доказал на своем примере и город Брест, где почти весь мусор перерабатывается на одном заводе.

Президент отметил плохую работу с населением в части раздельного сбора отходов:

— В итоге перерабатывается всего 17 процентов, а должно быть не менее половины, хотя бы 30 процентов на первом этапе. Недостаточно информации о том, куда можно сдавать опасные и вредные бытовые отходы. Это исключительно организационные вопросы, и больших средств тут не надо. Просто нужно навести порядок.

Еще важнее — это безобразное наше отношение к переработке вторичного сырья, сказал Александр Лукашенко:

— По–моему, в Швейцарии все стекло изготавливается из отходов этого же стекла. Все идет в переработку. Нам надо уходить от полиэтилена, для начала хотя бы для розлива воды. У нас достаточно производства стеклопосуды. И не надо травить людей. Уверен, что у больших и малых начальников уже водичка в стекле. В мире пошла тенденция освобождаться от полиэтилена и больше ориентироваться на экологически чистую тару.

О транспорте


— Минск стал городом для машин, и количество автомобилистов зашкаливает. Концентрация транспорта в центре, загрузка в часы пик, экологическое воздействие, высокий уровень автомобилизации —  уже реальность. В этих условиях особо беспокоит тема безопасности людей, особенно детей. Нужно возвращать город людям.  Он должен быть удобным для перемещения, прежде всего, на общественном транспорте, электросамокатах, велосипедах.

Проезжая по Минску, я просто радуюсь, видя, сколько людей сегодня перемещаются семьями на велосипедах. Но активность местных властей в развитии инфраструктуры отстала от насущных потребностей как минимум на несколько лет. Общественный транспорт не отвечает нынешним запросам общества. Метро должно серьезно облегчить дыхание города, поэтому четыре станции на третьей линии нужно ввести в эксплуатацию в 2020 году, и желательно в первой половине.

Начали использовать электробусы. Людям они понравились. Но высокая цена нового транспорта обременительна для бюджета. Производителю нужно думать над существенным снижением затрат. Мы завтра введем атомную станцию. У нас будет огромный профицит электроэнергии. Сегодня надо думать об этом по всем направлениям — от жилья до электромобилей и общественного электротранспорта.

Что касается личного электротранспорта, в Минске до сих пор нет ни зарядной инфраструктуры, ни комплексных правил ее размещения, ни серьезных стимулов к созданию.

Президент обратил внимание и на проблему ввоза старых автомобилей из–за рубежа:

— Десять лет назад многие страны ограничили их ввоз. У нас Беларусь превратили в кладбище. Человек отъездил на этом автомобиле и не знает, куда его девать. Его же никто не купит и назад не заберет. Во дворах бросают, а утилизировать приходится государству. Надо ориентироваться на электротранспорт. Весь мир повернулся в этом направлении. Мы задыхаемся от выбросов автомобилей, особенно в Минске. Люди живут и всем этим дышат.

Решение транспортных задач для Анатолия Сивака, бывшего министра транспорта, Президент назвал делом чести.

Об «умном городе»


Александр Лукашенко поручил городским властям быстрее продвигать IT–технологии в развитии столицы:

— У Минска есть все ресурсы, чтобы быстрее других справиться с задачами цифровой трансформации и преобразования в «умный город». Пока работа здесь не ведется. Помните, что в центре — человек и его комфорт. Все должно быть продумано. Разработайте концепцию развития Минска как «умного города», по крайней мере, на пятилетнюю перспективу. Определите в ней видение развития технологий, конкретные проекты, способы их реализации и финансирования.

О застройке Минска


— До сих пор мы мало внимания уделяли формированию целостного архитектурного облика нашей столицы. Как результат, в нем появилось множество пестрых и не согласующихся решений. Надо создать группу толковых, продвинутых архитекторов, которые пропишут, как развиваться хотя бы основным магистралям, что и где будем строить.

Президент привел в пример район около гостиницы «Беларусь» в центре Минска:

— Надо оставить спуск от гостиницы к реке для отдыха. Но посмотрите, сколько там пустоты. И там нужен какой–то красивый объект, который бы вписался в существующую структуру, но ни в коем случае не перегрузить ее. Конечно, это должен быть не какой–то жилой дом. И много таких мест, где я просто удерживаю некоторых рьяных начальников и бизнесменов, которые готовы уже жилье там построить и получить определенные дивиденды. Надо раз и навсегда выработать концепцию застройки и таких мест, которые являются для нас уже святыми. Их нельзя испортить, но и нельзя в таком виде оставлять. Перегрузить нельзя, но надо подумать, как красиво там что–то построить, чтобы и людям было хорошо, и тем, кто будет эксплуатировать эти помещения, и городу доход был.

По словам Александра Лукашенко, важно сохранить исторически сложившийся архитектурный ансамбль в Минске. Высотки из стекла и бетона никому не нужны. При этом улицы и проспекты должны быть безопасными для людей. Это касается и обустройства пешеходных переходов.

Президент призвал более творчески и современно подходить к озеленению и цветочному оформлению Минска, к малым архитектурным формам. Необходимо больше сажать деревьев. При этом акцент делать на ели, сосны, березы, дубы:

— Там, где наши отцы и деды строили города, все утопает в зелени. Новые микрорайоны — страшно смотреть. Наши зеленые зоны и парки нуждаются в обновлении, а где–то даже в восстановлении. Во всем мире это природные оазисы внутри каменного мегаполиса, которые становятся гордостью города и даже страны.

В обновлении и восстановлении нуждаются зеленые зоны и парки. Минский горисполком должен в течение двух лет освоить все ландшафтные зоны, которые сегодня предусмотрены под озеленение. Дайте возможность людям принять участие в озеленении, каждому посадить свое дерево. Когда Дворец Независимости построили, я всю свою семью собрал, приехали с сыновьями, посадили там деревья. Они уже выросли, в десять раз выше меня. Сейчас распорядился, чтобы калину, рябину завезли. Это же красотища, когда этот кустарник разрастается и белым цветом цветет. Каждый должен заботиться о Минске.

Пусть даже это не ваш микрорайон. Но это ваша малая родина. Надо заботиться об этом уголке.


Об имидже столицы


Безусловно, только красивыми фасадами и зелеными насаждениями задачу по формированию международного облика Минска как европейской столицы не решить, заметил Президент:

— Вопрос глубже. К нам приезжают тысячи гостей, которые восхищаются чистотой и гостеприимством. Но остается ли Минск в их памяти как уникальный город со своим собственным стилем? Сегодня, как никогда, остро встал вопрос о его формировании, причем в самом широком смысле слова. Важно все, вплоть до, казалось бы, незначительных мелочей — элементов украшения зданий, автобусных остановок, дорожных знаков, уличных фонарей, подсветки, рекламы и даже униформы городских служб. Речь идет в том числе и о бренд–платформе, концепции, логотипе. Это поможет сформировать неповторимый образ Минска, узнаваемый во всем мире.

Минск, несомненно, нуждается в развитии событийного пространства. Жизнь Минска — это жизнь, круглогодично насыщенная мероприятиями, которые органично дополняют друг друга. Людям понравились, например, музыкальные и культурные вечера на площади Свободы. Это надо развивать. Давайте активнее выходить за стены театров, концертных залов и стадионов. Городской ландшафт — это же прекраснейшие декорации для зрелищных мероприятий.

Во всех странах ищут любой повод, чтобы привлечь к себе внимание туристов. Вы должны собрать умных и творческих людей, искренне любящих город, и выработать инновационную стратегию формирования его облика и стиля. Стратегия станет успешной, если даст любому человеку в мире убедительный ответ на вопрос: «Почему я должен посетить Минск?» Мы должны сделать Минск модным и популярным.

О Европейских играх


Говоря об имидже Минска, Президент отметил, что ежегодно в столице проводится более тысячи культурных и спортивных мероприятий разного масштаба, но следующий год будет особенным. Летом пройдут II Европейские игры.

— Когда мы получили право на их проведение в Минске, я сказал, что вкладывать в это событие мы будем не столько средства, сколько свою душу. Главное — это спортивные объекты, чистота, порядок, проживание и питание гостей. И в это надо вложить душу. Это белорусская «Олимпиада», именно так она будет всеми восприниматься. Приедут 4 тысячи атлетов, 2 тысячи тренеров, сотни тысяч болельщиков. Каждый метр городской среды должен работать на гостей и участников этого спортивного события. Минскому горисполкому необходимо мобилизовать все усилия и на самом высоком уровне провести данное мероприятие.

О безопасности


Жители и гости столицы, зарубежные туристы традиционно и заслуженно отмечают безопасность Минска. Президент назвал такую цифру:

— Число зарегистрированных преступлений в Минске за восемь лет снизилось почти в два раза. Но важна не регистрация, а реальное сокращение. Минчане знают, что могут спокойно прогуливаться, возвращаться с работы или учебы домой в любое время. Главное, мы постепенно должны переходить к более современным, эффективным формам обеспечения безопасности, в том числе на основе цифровых технологий. На этот счет решения мной уже приняты. Надо активнее развивать систему мониторинга общественной безопасности, чтобы максимально автоматизировать контроль за спокойствием на улицах и не держать там лишних сотрудников. Когда камера за тобой наблюдает, люди понимают, что, совершив преступление, ты можешь бегать только несколько часов. Тебя быстро найдут. Безопасность и дальше должна быть обеспечена на самом высоком уровне. Это главное. Не будет безопасности — ни парки, ни скверы, ни дома, ни проспекты с цветами — ничего не нужно будет.

О безбарьерной среде


— Современный город — это не только инфраструктура и глянец зданий, но и система взаимоотношений власти и жителей. Умение видеть проблемы других и решать их — вот признак современного и развитого общества. Среди тех, кому государство в первую очередь должно оказывать поддержку, — люди c ограниченными возможностями. Сегодня в Минске их более 125 тысяч, почти четверть от общего числа по стране. Минск должен стать эталоном по обустройству безбарьерной среды на всех объектах. Пока лишь 36 процентов зданий, даже коммунальной формы собственности, доступны для физически ослабленного человека. Работу по созданию безбарьерной среды необходимо вывести на новый качественный уровень. В первую очередь это относится к транспортной инфраструктуре, а также к объектам с массовым пребыванием людей.

Президент подчеркнул, что в Минске проживают почти 160 тысяч граждан старше 70 лет, из них около 15 процентов — одинокие:

— Люди, не имеющие близких родственников, должны быть окружены заботой государства. Ждать, что они сами попросят помощи, — недостойно. Из семи с половиной тысяч ветеранов Великой Отечественной войны более двух тысяч человек проживают в Минске и каждый второй является одиноким. Мы должны всем им уделять особое внимание, учитывая почтенный возраст и неоценимые заслуги  перед нашей Родиной.

О детях


— Будущее страны — это наши дети. Проблема переполненности дошкольных учреждений и школ не снята. На 100 мест приходится 117 малышей. Отдельные школы перегружены почти в два раза. Двухмиллионному Минску нужно еще как минимум 20 детских садов и 7 школ. Актуальной остается и кадровая проблема. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях 273 вакансии воспитателей. В школах дефицит педагогических работников составляет 159 человек. Вопрос министру образования, одному из вчерашних руководителей Минска. От города требуется четкое видение решения данных проблем.

О работе с кадрами


Александр Лукашенко поручил сформировать эффективный аппарат Минского горисполкома.

— При назначении нового председателя было сказано: гнать никого не надо. Но и держать тех, кто дискредитировал себя, не хочет работать, ни минуты нельзя. Откажитесь от этой формы работы во власти по принципу «моя», «твоя» команда. Работать должны только те люди, которые способны обеспечить устойчивое социально–экономическое развитие столицы, быстро реагировать на изменения условий жизни населения. С Администрацией Президента пофамильно разберитесь, с кем вам работать, а с кем нет, — потребовал Президент от руководителя Минска.

Пока же Александр Лукашенко категорически недоволен работой Мингорисполкома и вертикали власти в Минске. Одна из самых острых проблем в столице касается работы ЖКХ:

— Как бы вы жили, если бы с потолка каждый день текла вода и вы ставили тазики возле своей постели? Это нормально? Уверен, никто из сидящих в этом зале так не живет. Ну так сделайте хоть необходимое для людей там, где они не могут что–то сделать.

О борьбе с коррупцией


На совещании председатель Комитета госбезопасности Валерий Вакульчик озвучил вопиющие факты коррупции в Минске. Причем они выявляются на всех уровнях, по всем направлениям — от руководства Мингорисполкома и промышленных гигантов до районных поликлиник и школьных столовых.

Президент отреагировал остро:

— Спрос по вопросам борьбы с коррупцией надо усилить. Подготовьте предложения! Мне приходится этим злом заниматься уже много лет. Никогда еще не было такого, чтобы вы совершили коррупционный проступок и об этом не стало известно. Когда мне докладывают о подобных вещах — требование одно: с поличным! Только тогда с моего ведома принимаются решения. Этим самым я защищаю невиновного чиновника. Потому что всякое может быть. Накатят ни за что на ответственного, доброго, любящего страну. Поэтому я требую доклада по всем направлениям, в том числе по крупным правонарушениям. Не бывает случая, чтобы вы где–то что–то заказали, жена, родственники и завтра–послезавтра это не было известно. Сразу берем на контроль. Через месяц все понятно — целая схема. И вот тут прощения не будет. Иначе это обязательно приведет к потере страны. Давайте оставим нормальную страну нашим детям. Вы должны объявить бескомпромиссную борьбу бюрократии и коррупции, поскольку одно порождает другое. Коррупция — это дичайшая несправедливость и ржавчина, которая уничтожает все. А этого «добра» в Минске предостаточно. Вы знаете, сколько в местах не столь отдаленных сегодня находится минчан — от бизнесменов до представителей власти. Не хотелось бы, чтобы так было.

О диалоге власти с населением


Глава Администрации Президента Наталья Кочанова в своем выступлении отметила, что половина поступивших в Администрацию Президента обращений граждан из Минска относится к компетенции местных органов власти. Власть должна быть открыта и доступна для каждого. Однако в работе с обращениями граждан все еще выявляются факты волокиты, формализма и равнодушия при рассмотрении на первичном уровне. В этой связи Президент заметил, что уровень доверия населения местной власти в столице самый низкий в стране:

— Для этого есть свои причины. С одной стороны, большинство минчан обладают критическим взглядом и высокими ожиданиями, с другой — местные власти не готовы оправдывать эти ожидания. Слабо подготовленные общественные обсуждения лишь усиливают нездоровый ажиотаж вокруг тех или иных проектов, проблем.

Людям необходимо рассказывать о планах по развитию города. Нужно активно привлекать неравнодушных граждан к решению проблем города. Это не потребует больших финансовых затрат,  но укрепит уровень доверия к власти.

Каждому работнику Минского горисполкома и администраций города надо повернуться лицом к людям. Недопустимо, когда человек не может попасть на прием в свой горисполком, когда даже рядовой служащий исполнительного органа власти ведет себя как удельный князек. Еще раз требую объявить самую непримиримую борьбу с этими негативными явлениями, разлагающими управленческий аппарат.

Отнеситесь к человеку так, как вы бы хотели, чтобы к вам отнеслись сегодня, а главное — завтра. Слышать людей нужно постоянно. На всех уровнях власти.

Третья часть обращений на мое имя поступила именно из Минска, а вместе с Минской областью — половина. Своевременное реагирование на возникающие на первый взгляд малозначимые проблемы имеет огромнейшее значение. Если не мы будем управлять ситуацией, то она будет управлять нами. В лучшем случае сумеем справиться, но с определенными потерями для себя. В худшем — проблемами будут заниматься другие. Посмотрите, что сегодня творится во Франции, богатой, продвинутой. Причина во власти.

Представители власти не должны бояться людей, надо встречаться, разговаривать, объяснять, доказывать, а при необходимости переубеждать. Ни в коем случае нельзя оторваться от народа! Он не потерпит несправедливости и снобизма.

Президент отметил, что столица — это регион, где преобладает высокообразованное население с повышенными социальными, интеллектуальными и культурными запросами. Минчане более остро реагируют на формализм и бюрократическую волокиту, задают много критических вопросов. Вместе с тем они готовы к диалогу, пусть не всегда беспроблемному, но необходимому. Готов ли к такому диалогу минский актив?

По мнению Александра Лукашенко, в решении такой сложной задачи должны участвовать общественные организации.

О работе с молодежью


Александр Лукашенко констатировал, что более 25 процентов населения Минска — это молодежь. Формирование актуальной для нее повестки имеет свои особенности:

— Важно не допустить провала в воспитательной, идеологической работе, не дать заполнить умы дешевым «фастфудом». Необходимо дать им информацию о вакансиях, стажировках, конкурсах, мастер–классах, бесплатных открытых лекциях. Надо их вовлечь в жизнь — от спорта, труда до отдыха. Они все время должны вертеться, быть заняты.

Александр Лукашенко возмутился тем фактом, что для того, чтобы собрать людей на какое–то спортивное мероприятие, требуется решение Президента:

— Разве это нормально? Идет баскетбольный матч — придите, поболейте. Идет хоккейный матч, плохо играют, но все равно они нуждаются в поддержке. Два часа побыл на этой игре, и настроение совсем другое. Давайте не будем относиться формально к этим делам.

Надо помнить, что для молодежи самое важное — это возможность  для самореализации, личностного  и профессионального роста. И в Минске должны быть созданы самые современные условия для этого.

*  *  *


Итак, впереди у нового руководства Мингорисполкома большая работа. Задачи поставлены, цели ясны, возможностей предостаточно. Надо приниматься за дело. Ведь при имеющихся недостатках сегодняшний Минск — это большой, красивый, уютный город. И общая для всех задача — сделать нашу столицу еще краше и привлекательнее.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ



Наталья Кочанова, Глава Администрации Президента:

— Одним из основных критериев оценки эффективности работы кадров было, есть и будет умение работать с людьми. В центре внимания руководителя должен быть человек с его житейскими заботами и проблемами. Власть должна быть открыта и доступна для каждого. Вместе с тем такая форма работы, как выездные приемы, не задействована в полной мере. Она не только не задействована, но и ослаблена в текущем году. В работе с обращениями граждан все еще выявляются факты волокиты, формализма и равнодушия. Анализ показал, что 50% поступивших в Администрацию Президента обращений из города Минска, то есть каждое второе, относятся к компетенции местных органов власти. А большинство из них касается системы ЖКХ.

Более двух лет в ЖРЭУ Ленинского района Минска обращалась женщина–колясочница. Ее муж дважды был на приеме в администрации района по вопросу установки в подъезде пандуса. За это время супруги получили семь ответов о переносе сроков решения вопроса. Только после обращения на имя Главы государства работы по устройству пандуса были выполнены. Три дня звонила в службу ЖКХ жительница одного из многоквартирных домов по вопросу залития квартиры в подъезде. Реакции никакой. Только после обращения в Администрацию Президента проблема была устранена. На протяжении нескольких лет гражданка Слюнькова пыталась получить в районной администрации разрешение на реконструкцию дома. Под разными предлогами решение ее вопроса местными органами власти откладывалось. При том, что Министерством архитектуры и строительства во время неоднократных совещаний была четко высказана позиция об обоснованности требований заявительницы. После жалобы в Администрацию Президента вопрос был решен положительно.

Подобных фактов быть не должно. В этой ситуации непонятна позиция Мингорисполкома. Граждане не должны по несколько раз ходить в службы ЖКХ и администрации районов с элементарными проблемами. Нет координации в действиях профильных служб по решению злободневных вопросов, таких как уплотнение жилой застройки, снос частных домов, вырубка деревьев. Местные органы власти должны работать на упреждение конфликтных ситуаций и проводить с горожанами своевременную разъяснительную работу.

Еще один важный вопрос — исполнительская дисциплина. Всего с 2015 года на контроле в Администрации Президента находилось 656 поручений Главы государства, данных Мингорисполкому. Выполнено 471 поручение, в том числе 30 — с нарушением сроков, не выполнено 64. Не в полной мере выполнены требования Президента по решению таких острых вопросов, как превышение срока строительства жилых домов (а их в городе 10), реализация некоторых инвестпроектов, наведение порядка в вопросах озеленения, цветочного оформления столицы. А в работе с инвесторами действия городских властей иногда выглядят так, будто они не заинтересованы в развитии бизнеса. Очевидно, что эффективность работы любой организации зависит от кадрового потенциала. Состояние кадровой работы Мингорисполкома нуждается в серьезной корректировке. Свидетельство тому — самый низкий рейтинг столичных властей среди регионов в системе госуправления страны. Надо активнее проводить ротацию кадров, уделяя самое серьезное внимание подбору и расстановке, учитывая деловые качества, компетентность и профессионализм. Для эффективной работы у города есть все — и полномочия, и возможности, и ресурсы. Необходимы согласованность действий всей вертикали власти, объективный и профессиональный подход к порученному делу.

Валерий Вакульчик, председатель Комитета госбезопасности:

— Коррупция — это абсолютное социальное зло. Она несет угрозу национальной безопасности, подрывает авторитет власти и веру людей в справедливость. Столица в этом вопросе является одним из самых проблемных регионов. Наиболее резонансный пример — задержание одного за другим руководителей главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, в том числе бывшего заместителя мэра Доморацкого, которые выстроили систему поборов с комбинатов школьного питания и торговых предприятий столицы.

Не гнушались ничем. Деньги брали в том числе со школьных столовых, установив твердую ежемесячную таксу. Для этого детям уменьшали порции, перерабатывали несъеденные остатки или просто меняли рецептуру. В преступную деятельность втянули десятки должностных лиц разного уровня. Если бы руководство города и кадровые службы добросовестно относились к своим обязанностям, то этих и других преступлений подобного рода попросту не было бы.

Вместо принципиального подхода к коррупционерам городская власть пошла по пути выгораживания своих. А те, кто должен стоять стеной против коррупционных проявлений, сами стали их активнейшими участниками либо в лучшем случае деликатно закрывали глаза. Прямым результатом является атмосфера вседозволенности, широко распространившаяся в столичных кабинетах. Отдельные чиновники, наплевав на законные интересы граждан, почти в открытую оказывают содействие коммерсантам и своим друзьям.

Имея немаленькие зарплаты, некоторые должностные лица опускаются до откровенного рвачества. Один из действующих руководителей районной администрации столицы, возглавляющий территориальную антикоррупционную комиссию, обнаглел до такой степени, что каждую неделю по четвергам бесплатно получал продуктовые наборы в одном из сетевых магазинов. Как будто живет в голодные времена дефицита. Обычные рыба, курица, растительное масло, пельмени и даже мороженое — это набор еженедельного пайка чиновника. Причем заказы поступают не только от него и его жены, но и от их родственников.

В настоящее время Минским водоканалом активно прорабатывается вопрос замены поквартирных счетчиков воды на новое оборудование дистанционного управления. Предполагаемые к установке приборы дорогие, в Беларуси не производятся, работают через интернет, который есть не везде. Цена вопроса замены счетчиков по Минску по самым скромным прикидкам составляет от 75 до 250 миллионов рублей. И это без учета стоимости соответствующего программного обеспечения и последующей обработки данных. При этом экономический эффект не просчитан, и, как признают специалисты, вообще непонятно, будет ли он. Но руководство водоканала полно решимости возложить на население, предприятия и бюджет в целом новые затраты. И это на фоне требований Главы государства о жесткой экономии. Не говоря о том, что в столице есть гораздо более актуальные задачи в сфере водоснабжения, требующие внимания и серьезных вложений. Вопрос, что движет должностными лицами водоканала в реализации идеи новых счетчиков — простой непрофессионализм или уже обещанные стимулы со стороны коммерсантов, лоббирующих выгодные поставки?


Анатолий Сивак, председатель Минского горисполкома:

— Формирование комфортной городской среды невозможно без комплексной работы по совершенствованию объектов здравоохранения, образования, спорта, торговли, культуры, досуга, работы общественного транспорта, особенно в новых микрорайонах. Во многом городская среда, ее качество определяются наличием и доступностью достойно оплачиваемых мест работы. Важную роль здесь играют инвестиции. Имеющиеся показатели по ним недостаточны. Темпы необходимо наращивать.

Функционирование городского хозяйства, особенно в сфере жилья, во многом определяет настроения граждан. ЖКХ — один из определяющих блоков организации работы с населением. Будем менять отношение к капитальному ремонту. Необходимо рассматривать его экономическую целесообразность и эффективность как для собственника, так и для города. Жилье после капитального ремонта и через 20 лет должно соответствовать требованиям городской среды и комфорта.

Есть мнение, что город испытывает дефицит свободных территорий. В этой связи градостроительная политика Мингор-исполкома в ближайшее время будет направлена на повышение эффективности использования собственных территорий. Например, только в результате оптимизации размеров санитарно–защитных зон в Минске с учетом строгого соблюдения требований безопасности граждан появится возможность высвобождения более 2,9 тысячи га территорий для дальнейшего градостроительного освоения.

Подготовка ко II Европейским играм ведется на основе двух принципов: максимально использовать собственные силы и не должно быть бросовых работ, все должно использоваться после игр. Времени осталось мало, а сделать предстоит очень много. Мы сделаем все, чтобы спортсменам и гостям мероприятий было удобно, уютно и комфортно.

Все, что мы делаем, будет реализовываться через призму потребностей жителей столицы. Руководители Мингорисполкома, администраций районов, предприятий и общественных организаций определили на ближайший период перечень мероприятий, который станет основой работы с населением по формированию комфортной и удобной городской среды. Мы сделаем все возможное, чтобы минчане видели и чувствовали, что действия власти направлены на благополучие человека. Мы должны быть лучшим городом для жизни. Кто–то уедет, но обязательно вернется, если мы такую цель себе поставим.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter