Основной Закон будущего

Президент принял участие в совместном заседании Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции

Статус Всебелорусского народного собрания, перераспределение полномочий между ветвями власти, сохранение государственности. О чем еще шла речь на совместном заседании Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции с участием Президента.


Наша страна переживает, без преувеличения, исторический момент. Ведь в эти дни не просто идет модернизация Конституции — по сути, конструируется будущее суверенной и независимой Республики Беларусь, укрепляются основы государственности. А главное — в этом может принять участие практически каждый из нас. Открывая заседание, Александр Лукашенко заявил:

— Можно констатировать тот факт, что работа по подготовке изменений Конституции вышла на финишную прямую. И я это особо хочу подчеркнуть… В самое ближайшее время подготовленный проект Основного Закона будет вынесен на всенародное обсуждение. На этом этапе каждый гражданин сможет стать участником конституционного процесса.

«Сделано немало»

Позади серьезная работа. Но прошедшее совместное заседание — не финальная ее точка. Александр Лукашенко обратил внимание на то, что деятельность рабочей группы не подводит черту под работой над Конституцией:

— Сегодняшнее мероприятие — очередное в разработке изменений, и я бы просил вас внимательнейшим образом подойти к тому проекту, который есть сегодня. Вам все равно придется это обдумать и принять окончательное решение перед представлением этого проекта Президенту.



Александр Лукашенко напомнил о том, что работа над поправками в Основной Закон велась на двух уровнях. Над проектом трудились Конституционная комиссия и специально созданная рабочая группа, в состав которых вошли авторитетные эксперты, профессионалы в различных областях деятельности и просто толковые, опытные люди. Глава государства констатировал:

— Сделано немало. Отмечу, что Конституционная комиссия внесла наработанные предложения, аккумулировав в том числе многочисленные инициативы граждан… 

Подготовленный комиссией вариант Конституции взяла за основу рабочая группа и сосредоточила свою деятельность на ряде нерешенных принципиальных вопросов. В результате удалось выработать важнейшие конституционные нормы. 



Закреплен статус Всебелорусского народного собрания, перераспределены полномочия между органами государственной власти, гарантирована стабильность государственного аппарата, как кажется рабочей группе. Сформулированы переходные положения.

Взаимодействие серьезных и авторитетных специалистов — это всегда сопоставление оценок, позиций и решений. Президент убежден в пользе такого подхода:

— Не во всем мнения комиссии и рабочей группы совпадали. Считаю, что это абсолютно нормально. Как говорили древние мыслители, в спорах рождается истина. И поэтому предложения Конституционной комиссии получили свое развитие после соответствующей доработки.

Александр Лукашенко обратил внимание на то, что он несколько раз встречался с рабочей группой, и пояснил смысл таких встреч:

— Нужно было обсудить чувствительные вопросы. Ведь результаты нашей работы определят, какой будет наша страна в будущем.


«Наше вече»

Говоря об изменениях Основного Закона, Александр Лукашенко подчеркнул, что самые главные из них направлены на значительное укрепление института народовластия:

— Именно в этих целях и задумывалось конституционное закрепление статуса Всебелорусского народного собрания. Наделение его стратегически важными для стабильности страны полномочиями. 

Как я не раз говорил, ВНС — это наше вече. Считаю, что данный институт народовластия соответствует вековому национальному укладу жизни белорусов.

По словам Главы государства, последние события убедили весь белорусский народ, что нам не следует бежать за принципами, нормами и укладом жизни западных стран:

— Вы видели, что декларируется одно, пропихивается на нас другое, а делают они… Делают как делали.



Несмотря на то что впервые в проекте Конституции пропишут статус и полномочия ВНС (причем посвятят этому целую главу), Александр Лукашенко напомнил, что это не новый для нашей страны орган. Появился он давно и сыграл свою великую роль, заявил Президент:

— Особенно первое Всебелорусское народное собрание. Тогда это вече спасло страну. Это я говорю как Президент, который инициировал это собрание. 

Мы провели шесть Всебелорусских народных собраний. Какой же это новый орган? Он просто просится в Конституцию. И здесь дело не в личностях. Особо подчеркиваю: никаких конкретных личностей в Конституции быть не должно. 

Никакой Конституции Лукашенко под себя не делает. Правильно эксперты наши отмечают, что Лукашенко другая Конституция, может, и не нужна.

Главное — сохранить государственность

При этом Беларусь останется президентской республикой, подчеркнул Александр Лукашенко:

— Так мы защитим основы государственности. Сохраним и закрепим преемственность своего исторического опыта. Но давайте будем откровенны, и я публично об этом сегодня скажу: все будет зависеть от того, какой Президент придет на смену этому Президенту. Поэтому мы подстраховываемся Всебелорусским народным собранием.



Глава государства констатировал, что легче и спокойнее вокруг нас не стало, поскольку Беларусь находится на перекрестке всех дорог, где пересекаются интересы Запада и Востока:

— Спокойной жизни здесь никогда не было и не будет. Даже если мы будем бегать, на коленях стоять за теми или иными странами и государствами, спокойно не будет. Потому что через нас проходит главная дорога. Вот они пройдут через нас туда и обратно — и нас нет.

Говоря об этом, Александр Лукашенко вспомнил о последствиях прошедших на нашей территории многочисленных войн. Задал в связи с этим два вопроса: при чем тут Беларусь и что от нас осталось? А затем продолжил:

— Господь нас поселил на этом клочке земли — и никуда не денешься. Нужно обеспечить нормальную жизнь на этом клочке земли для этого десятка миллионов людей и пары миллионов гостей, которые сюда каждый год приезжают. Поэтому очень многое будет зависеть от личностей, в том числе первого лица государства. Не преувеличивая нашу роль и мою роль в истории. Мы останемся в истории. Худо-бедно, мы создали свое независимое, суверенное государство, которое просуществовало уже больше четверти века. Для детей нужно оставить нормальную управляемую страну и государство. 

Убедить людей надо. Каждого убедить, что сегодня не личное главное, а главное — в целом для нашего общества сохранить государственность.

Новые задачи

Глава государства отдельно обратил внимание участников на важный момент: 

— Я еще раз хочу обратить вас к тому, что мы на все нормы должны посмотреть и на все наши заключения, которые мы давали, идя на изменения Конституции. Вплоть до того, что вообще надо нам или не надо референдум, нужна нам новая Конституция, измененная Конституция?

Александр Лукашенко пояснил этот вопрос, отметив, что некоторые люди, в том числе среди сторонников действующей власти, не считают нужным менять Конституцию:

— Многие говорят: «А зачем? Нам ничего не надо менять, не надо Конституцию менять». Отмахнуться от этого мы не можем. Мы можем попасть в такие «ножницы», что нас поддержат наши люди, а часть наших людей, сторонников нынешней власти, не будут поддерживать новую Конституцию, не потому, что они нас не поддерживают, а потому, что они считают ненужным это делать.



Такая категория людей придерживается мнения, чтобы действующий Президент продолжал работать максимально возможное время и оставалась та же Конституция, которая уже проверена временем, при которой страну создали, государство защитили. Александр Лукашенко обозначил свою позицию:

— Я это подчеркиваю всегда: не под нас (действующих представителей власти. — Прим. ред.) мы создаем Конституцию. И тем более не под действующего Президента… 

Если кто-то думает, что я уцепился за кресло (и уже руки посинели), чтобы меня тут не оторвали от него, вы просто заблуждаетесь. Я реально оцениваю ситуацию, свои возможности. И дело даже не в возможностях. Дело в тех, кто идет за вами и за нами, — та молодежь, которая пороха еще не нюхала. Они считают, что в интернете и картошка, и морковь, и бананы — все там… Наше поколение тоже не воевало, но после войны многие горя хлебнули, живя в Советском Союзе.

Тогда перед обществом ставились другие задачи, более глобального характера, и на первый план выходили общественные, не личные интересы:

— Мы должны были продемонстрировать нашу систему. И мы демонстрировали, мы сохраняли, мы в космос выходили, еще чего-то создавали. Защитили, сохранили страну, но упустили детали. Упустили и допрыгались до того, что страна была разрушена.



Поэтому сейчас необходимо очень тщательно взвесить все мнения, обсудить все нюансы, чтобы сделать лучше для будущего страны, обратил внимание Александр Лукашенко. И при неизменном совете с народом. Глава государства подчеркнул:

— Я считаю, что на референдум надо идти. Да, там готовятся нам подкинуть пакости и прочее. Но если мы общество, если мы создали суверенное независимое государство, так должны выстоять. 

В августе прошлого года выстояли. Там тоже был такой вопрос, и я его видел. Мне многие вносили предложения: «Давайте перенесем, проведем по почте, никто не осудит — пандемия». Я на это не пошел.

Инициатива приветствуется

Членам Конституционной комиссии и рабочей группы поручено донести до населения значение предлагаемых конституционных новаций. По словам Александра Лукашенко, социологические исследования показывают, что уже сейчас 55—60 процентов населения готовы прийти на референдум и поддержать проект Конституции:

— Но если мы хорошо поработаем и опубликуем этот проект Конституции, людям расскажем о новациях, о том, зачем мы принимаем эту Конституцию, я уверен, что люди нас поддержат, как это было на переломе в середине 1990-х. Поэтому я бы вас попросил встречаться с людьми — в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных объединениях. Надо активно выступать в средствах массовой информации, рассказывать о Конституции. Одним словом, проявляйте инициативу.

На референдум граждане должны прийти с четким пониманием сути всех нововведений и необходимости их принятия.


О планах беглых: «Просто смешно»

Не секрет, что период серьезных политических трансформаций недруги могут использовать в своих неблаговидных целях. В польских и литовских гнездах беглых предателей уже сочиняют свои одиозные ответы на созидательные процессы в Беларуси. Но их самих шатает из стороны в сторону. Александр Лукашенко отметил:

— Должен вас предупредить, что те, кто кричал больше всего о переменах и что надо чуть ли не убрать этого Президента, сломать, убить и прочее, сегодня закричали: а это не надо. Нам не надо новая Конституция.

Возможно, беглецы дезориентированы тактически. Но в стратегическом плане их кукловоды хорошо знают, что им нужно. Поэтому Президент предостерегает:

— Они уже выработали план. Я направил его в Администрацию Президента, чтобы он был там проработан и распространен, чтобы вы все видели, чего они хотят. Ну это посмешище полное. Это план беглых для того, чтобы получить финансирование. Иначе не скажешь. Просто смешно. Я, уже виды видавший человек, читаю и думаю: неужели опять Запад одуреет и даст под это деньги. Тем не менее вы сами увидите этот план. Я к чему это говорю. 

Они уже готовятся сломать Конституцию и, если их план реализуется, снова вывести на улицу народ Беларуси. История ничему не учит.

Тонкая настройка

Подводя итоги встречи, Александр Лукашенко отметил, что необходимо еще раз внимательно посмотреть на выработанный проект изменений Основного Закона страны, дошлифовать его отдельные положения, например, принцип формирования Всебелорусского народного собрания. Затем проект обновленной Конституции Беларуси будет вынесен на общественное обсуждение. Глава государства подытожил:

— Мы берем проект, и каждый член Конституционной комиссии должен его изучить, проштудировать и внести предложения, если они будут. Мы еще многое услышим и должны будем переваривать это все. Может, там будут разумные мысли. Все предложения надо осмыслить.


МНЕНИЕ

Беларусь, как и ее Конституция, не должна застыть в европейских лекалах

Александр Лукашенко снова оказался на несколько шагов впереди так называемых «свядомых», да и специально подготовленных в аналитических центрах ЦРУ, Госдепа и других военно-политических спецслужб. На фоне успешной и стремительной модернизации белорусского общества сегодня мы наблюдаем завораживающий процесс обратного отыгрывания коллективным Западом своей же игры в «демократические свободы и права». Все это происходит посредством вбрасывания дезинформации, дискредитации референдума и разворачивающегося всебелорусского обсуждения изменений в Конституцию. 

В очередной раз приходится констатировать, что так называемые специалисты по Восточной Европе и Беларуси не сумели понять ни Главу государства, ни белорусское общество. И если Президент твердо решил провести конституционную реформу, как того требует время, то решение будет выполнено. Беларусь входит в новый этап своего исторического роста и философского осмысления цивилизационных перспектив. В этой связи модернизация Конституции не может быть «более или менее эффективной». Она обязана отвечать своему времени и быть в своем целеполагании перспективной.

Очевидно, что проект Основного Закона в той или иной мере заинтересует белорусское общество. По понятным причинам каждая социальная группа хотела бы видеть решения своих вопросов в обновленной Конституции. В то же время необходимо осознавать, что Конституция не открывает автоматическую возможность использовать в своих интересах ее потенциал. Главное — проект нацелен на повышение качества жизни граждан, укрепление безопасности государства, устойчивости системы государственного управления при любых геополитических ситуациях, расширение гражданских прав и усиление ответственности.

Слова Президента о необходимости сохранить страну и единство белорусского народа, эффективная управляемость и преемственность поколений должны стать ключом успеха и развития. Уже сейчас видно, что в обновленной Конституции закладываются фундаментальные принципы и механизмы взаимодействия общества и власти, гарантии безопасности и перспективы развития белорусской государственности. В этой связи Всебелорусское народное собрание как структурно-функциональный управленческий проект сможет стать национальным балансом традиций и инноваций, безопасности и свободы — гарантом белорусской модели.

В любом случае надо понимать, что Конституция — продукт нашей культуры и венец философско-правовой мысли Беларуси. Коллективный Запад привык постоянно выдавать желаемое за действительное. У Беларуси подобных социальных экспериментов нет, не будет для них ни ресурсов, ни времени, ни желания. Белорусская модель изначально нацелена на открытость, правдивость, справедливость и достоинство каждого гражданина. Беларусь, как и ее Конституция, не должна застыть в европейских лекалах. Поэтому само всенародное обсуждение в обязательном порядке — проявление лучших черт белорусского народа, заключающихся в любви к Родине, приверженности исторической правде, цивилизационной мудрости и неиссякаемом поиске историко-культурной возможности сохранить будущее.

Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии госуправления Института социологии НАН, кандидат философских наук, доцент

Из выступлений участников встречи

Сохранить лучшее и заложить основу для дальнейшего развития

На совместном заседании были выслушаны различные мнения и подходы, касающиеся отдельных моментов в подготовленном проекте Конституции. Предлагаем вниманию читателей фрагменты некоторых выступлений.

Игорь Сергеенко, Глава Администрации Президента, руководитель рабочей группы по доработке проекта Конституции.


Представляя проект Конституции в целом, Глава Администрации ­Президента отметил, что в ходе работы подверглись изменениям 77 статей, появились 11 новых, а также предлагается новая глава:

— Изменения коснулись и преамбулы, в которой закрепляется в качестве основных принципов Конституции сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. Эти нормы стали реализацией запросов общества на закрепление нашей национальной, государственной идентичности. 

Ведь по-настоящему независимым государство может быть только при сильной нации. Исторический опыт Беларуси и события сегодняшнего дня это подтверждают.

Игорь Сергеенко обратил внимание и на ряд значимых моментов:

— Не менее важный конституционный посыл — сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и героизме нашего народа. Важным является закрепление и других новых норм. Таких как сбережение традиционных семейных ценностей, поддержка молодежи, семей с детьми, инвалидов, развитие атомной энергетики исключительно в мирных целях, защита персональных данных и другие.

Что касается роли Всебелорусского народного собрания, оно будет состоять из представителей всех ветвей власти, местных Советов депутатов и гражданского общества, подчеркнул Игорь Сергеенко:

— ВНС должно стать стабилизирующей силой в отношениях между властью и обществом, обеспечить преемственность поколений и гражданское согласие.

Глава Администрации ­Президента констатировал, что Всебелорусское народное собрание наделяется широкими полномочиями по определению стратегии развития государства, утверждению программных документов, иници­ированию изменений Конституции, принятию решений о смещении Президента с должности:

— Для реализации таких полномочий предлагается закрепить обязательность решений ВНС для исполнения с правом отмены тех актов государственных органов и должностных лиц, которые будут противоречить интересам национальной безопасности. Также ВНС наделено правом избрания судей Конституционного Суда, Верховного Суда и членов Центральной избирательной комиссии. Объем полномочий ВНС сформирован как за счет новых функций, так и за счет передачи части полномочий Президента и Парламента.

Изменения также коснутся деятельности различных органов власти и государственных органов. Скажем, срок полномочий парламентариев, по словам Игоря Сергеенко, предлагается увеличить с четырех до пяти лет:

— Народные избранники получат новые контрольные полномочия, такие как ежегодное заслушивание информации Генерального прокурора, председателя Комитета государственного контроля и Председателя Правления Национального банка. Расширяется возможность их участия в решении важных государственных задач.

Усиливаются и позиции Правительства, добавил Игорь Сергеенко:

— Премьер-министру предоставляется право вносить Главе государства предложения по составу Правительства и его структуре. Тем самым повышается ответственность Премьер-министра за работу Правительства. Расширяется компетенция Конституционного Суда: он наделяется правом толковать Основной Закон, давать оценку конституционности проведения президентских и парламентских выборов и иными полномочиями. Закрепляется конституционный статус Центральной избирательной комиссии.

По словам Главы Администрации Президента, вся деятельность разработчиков проекта Конституции строилась по принципу «сохранить лучшее и заложить основу для дальнейшего развития страны»:

— Предлагаемые нововведения, по мнению членов рабочей группы и Конституционной комиссии, соответствуют требованиям времени и отвечают происходящим в стране политическим и экономическим процессам. Считаем, что данная концепция взаимодействия государственных органов обеспечит эффективность и устойчивость всей политической системы страны.


Петр Миклашевич, Председатель Конституционного Суда и Конституционной комиссии.

После доработки предложений Конституционной комиссии нашла оптимальное разрешение сложнейшая конституционно-правовая задача определения конституционного статуса Всебелорусского народного собрания, его места и роли в системе государственной власти, подчеркнул Петр Миклашевич: 

— Статус, функции, полномочия ВНС как высшего представительного органа народовластия дополнены реальным конкретным содержанием. При этом сохраняются президентская форма правления и баланс властных полномочий других органов власти.

Конституционные положения о перераспределении полномочий в системе государственной власти скорректированы с целью расширения компетенции, самостоятельности и ответственности госорганов. Но при этом направлены на сохранение конституционных механизмов, их конструктивного взаимодействия и разумного баланса сдержек и противовесов.

Предоставление ВНС права избирать и освобождать судей Конституционного Суда и Верховного Петр Миклашевич назвал значимым повышением независимости судей высших судебных органов:

— Для обеспечения юридической защиты прав и свобод граждан, основ конституционного строя расширены полномочия Конституционного Суда. Наделение его правом официального толкования Конституции повышает роль конституционного контроля в обеспечении верховенства Основного Закона и его прямого действия. 

Резюмируя, Председатель Конституционного Суда подчеркнул:

— Предложенные изменения учитывают назревшие потребности общества, отвечают стратегическим целям и задачам государства и общества и одновременно обеспечивают преемственность и устойчивость конституционно-правового развития нашей страны. 

По сути, проект новой Конституции устанавливает более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной, определении стратегии развития общества и государства.


Александр Косинец, помощник Президента.

Помощник Президента Александр Косинец предложил изменить в проекте Конституции порядок формирования Всебелорусского народного собрания, в частности избрания депутатов местных Советов для участия в ВНС. Избирать их, согласно нынешнему проекту, предлагается на уровне городского и областных Советов депутатов. Александр Косинец не согласен. Приводит простые математические расчеты, исходя из которых понятно, что такие выборы станут формальными. Итак, если предположить, что на ВНС предлагается избирать около 900 делегатов (помимо тех, кто по статусу будет принимать участие в собрании), то региональные Советы депутатов должны избрать в среднем по 128 человек в каждом из семи регионов. 

— Можно знать 10, 20, 30 человек. Остальных знать не будешь, — отмечает Александр Косинец.

В итоге, по его словам, такие выборы превратятся в механическую процедуру, потеряется смысл всенародного избрания этих людей:

— Любой сегодня может задать вопрос: а я могу стать членом ВНС? Ответим: да. А он задаст второй вопрос: как я могу выдвинуться, кто меня изберет и где? Ответа мы не можем получить. Решение вопроса? Отрегулировать конкретные положения о формировании ВНС в законе. Предложение помощника Президента — избирать делегатов на уровне районных Советов депутатов: по 4—5 человек на район.


Александр Шпаковский, директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция», член Конституционной комиссии.

Политический аналитик Александр Шпаковский отметил достаточно грамотную проработку положения о переходном периоде в проекте Конституции:

— Потому что это тоже вызывало вопросы. Не потеряем ли мы стабильность и управляемость в период, когда изменения в Конституцию будут вступать в силу, а органы власти будут продолжать осуществлять свои полномочия? Мы видим, что все госорганы остаются незыблемыми до момента завершения своих полномочий.

По словам Александра Шпаковского, хотелось бы, и такой посыл есть непосредственно из регионов, чтобы члены Конституционной комиссии, юристы, общественные деятели, депутаты в регионах информировали граждан о смысле проводимых преобразований:

— Потому что большинство граждан на стороне власти, стабильности. Даже из тех, кто заблуждался, сегодня многие осознали свои ошибки. Вместе с тем по результатам участия в работе форумов «Беларусь адзiная», где мы встречались в регионах с политическим активом, могу сказать, что многие не понимают, зачем мы делаем эти преобразования. 

Мы осуществляем их не с точки зрения тактического момента, а с точки зрения попытки заглянуть за горизонт, создания устойчивой опоры для суверенного развития Беларуси в будущем.


Григорий Василевич, заведующий кафедрой конституционного права БГУ, член Конституционной комиссии.

— Считаю, что Всебелорусское народное собрание вписывается в представительную ветвь власти. Это важный орган, который развивает народовластие. Другое дело, можно подумать относительно его формирования. Я разделяю позицию, что неплохо бы расширить базу, от которой идет избрание членов Всебелорусского народного собрания. 

Мне кажется, стоит ориентироваться на то, чтобы действующий Президент возглавил Всебелорусское народное собрание на переходный период.

В целом Григорий Василевич назвал подготовленные изменения и дополнения в Основной Закон страны добротными. Отметил, что их можно предлагать для народного обсуждения. При этом добавил, что есть определенные нюансы, над которыми стоило бы поработать.



Юрий Воскресенский, директор информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил», член Конституционной комиссии.

Отвечая на вызовы времени и общественный запрос, Конституционной комиссией и рабочей группой подготовлен проект Конституции, которая укрепит фундамент нашего общего дома, подчеркнул Юрий Воскресенский. По его словам, положения проекта Конституции обсуждались в ходе круглых столов с разными общественно-политическими силами, экспертами:

— И все они отмечали, что текст носит прогрессивный и демократический характер. 

Таким образом, мы сделали еще один важный шаг к укреплению суверенитета и независимости страны. Поэтому призываем прежде всего сторонников перемен, всех граждан поддержать данный проект и проголосовать за него на предстоящем референдуме. 

Говорят участники встречи

После совместного заседания Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции участники совещания поделились впечатлениями с журналистами.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке:

— Мы выстраиваем стратегию будущего, и для нас всех самое главное — это наша страна. Все, что мы принимаем, — это не для того, чтобы понравиться какому-то доброму или не очень доброму дяде за границей. Это наше будущее. Как наше слово отзовется в Конституции, так мы и будем выстраивать страну. Новый проект Конституции в разы демократичней действующего Основного Закона. Это касается, в частности, перераспределения полномочий между ветвями власти, повышения роли Премьер-министра, Парламента, судебной власти. Да, это не американская Конституция, но в Беларуси ее никогда не будет. Как не будет французской или британской, а будет белорусская. Нет никакой однообразной единой модели демократии. Чтобы решить вопрос в Париже, необходимо идти в президентский дворец. И он будет решен, несмотря на сопротивление парламента. Чтобы решить тот же вопрос в Великобритании, надо идти в парламент, а не к королеве. И это нормально — разные модели. Мы молоды как независимое государство, но мы уже не дети и должны своим разумом, используя мировой опыт, если необходимо, развивать страну цивилизованным путем эволюции.

Беларусь никогда еще не была настолько самостоятельной и самодостаточной, какой она стала за период президентства Александра Лукашенко. Внутренняя и внешняя политика нашей страны, ее социальная модель определяются здесь, в Минске, во Дворце Независимости. Такого не было никогда. У нас были формы государственности, но их постоянно приходилось с кем-то делить. Мы, суверенная белорусская нация, впервые стали суверенными на своей земле и получили уникальную возможность строить свое будущее сами.


Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований:

— Конституционная комиссия заложила основные нормы, которые соответствуют требованиям времени. Но когда мы пишем нормы, мы понимаем, что каждое слово, записанное в закон, имеет очень большое значение. Тем более записанное в Конституцию. Цель одна — сохранить Республику Беларусь суверенным, независимым государством.

Для того чтобы вынести проект Конституции на всенародное обсуждение, он должен быть понятным. Должны быть понятны цели этих изменений и к чему они приведут в будущем. Потому что стоит вопрос о написании Конституции будущего. Мы не на пустом месте находимся. Конституция Республики Беларусь есть. Она работает. Она действительно вобрала в себя все необходимые позиции в плане защиты прав и свобод гражданина, основные направления развития государства. И мы говорим не о новой абсолютно Конституции. Мы говорим о развитии государства и его Основного Закона.


Екатерина Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки:

— Я здесь (в проекте Конституции. — Прим. ред.) нашла подтверждение очень важных для меня как для деятеля культуры тем, о которых мы говорили ранее. Это вопрос о семейных ценностях, он серьезно звучит. О ценностях духовных, нравственных. Вопросы истории запечатлены. Ценности Великой Отечественной войны. Вообще, ценности традиций славянского мира очень хорошо изложены.

Очень важная статья 18, о которой неоднократно говорилось, связана с нейтралитетом Республики Беларусь. Сегодня это изложено в современных реалиях, в том числе и в связи с тем, что, как мы видим, сегодня разворачивается вдоль наших границ.

kryat@sb.by

konon@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter