Конституция Республики Беларусь основана на общепринятых нормах и принципах основополагающих международно-правовых документов, она вобрала в себя все прогрессивное, что имеется в конституционном строительстве развитых стран.
В преамбуле Конституции нашей страны определено, что народ Республики Беларусь принимает настоящую Конституцию как Основной Закон нашего государства, исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности.
Белорусская государственность возникла в далеком прошлом общеевропейской истории. Многоликое законодательство ХIV—ХVI веков Великого княжества Литовского, куда входила тогда Беларусь, требовало приведения его в определенную систему.
Первый свод законов нашей страны – Статут — был принят в 1529 году и сразу обратил на себя внимание правовых мыслителей того времени. Статут закреплял основы общественно-политического строя государства, полномочия отдельных государственных и судебных органов, правовое положение различных категорий населения.
По сути дела, впервые в истории в Статуте закрепилась передовая мысль того времени о равенстве перед правом подданных: богатых и бедных. Это содействовало объединению нации, религиозному согласию, «памяркоўнасцi» и доброжелательности белорусского народа.
В соответствии со Статутом 1529 года судьи призывались судить правильно и справедливо, как того требует закон, вводилось право на обжалование судебных решений, давность привлечения к уголовной ответственности, ответственность за неуважение к суду, закреплялся институт адвокатуры, презумпция невиновности.
Ученые и политические деятели различных стран признавали, что подобного закона в то время еще не имела феодальная Европа. Принятие в дальнейшем Статутов 1566-го и 1588 годов еще больше укрепило гуманистические принципы веротерпимости и уважения к человеку, что способствовало развитию правовой культуры белорусского народа.
Республика Беларусь, основываясь на историческом и героическом прошлом своего народа, в 1994 году приняла Конституцию, в которой закрепила верховенство и полноту власти на своей территории, право самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.
В статье 2 Конституции Республики Беларусь человек объявлен высшей ценностью и целью общества и государства. Государство признано ответственным перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Достаточно сказать, что из 146 статей Конституции более половины в той или иной степени посвящены правовому статусу человека и гражданина.
Конституция объявила народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь.
В целях дальнейшего обеспечения прав граждан, создания надлежащих условий для полноценного развития личности по инициативе главы государства в стране началась работа по дебюрократизации деятельности государственных органов и организаций при обслуживании граждан, выдаче им необходимых справок и разрешений. Указом Президента страны определен перечень основных документов по каждой административной процедуре, который представляет гражданин. Все остальные необходимые документы организации запрашивают самостоятельно, запрещено истребование у гражданина документов, не предусмотренных актом главы государства. Указанный порядок позволил в значительной степени упростить целый ряд процедур при обслуживании граждан, повернул госаппарат к проблемам людей. Этот процесс будет расширяться и совершенствоваться с тем, чтобы человек в нашей стране не был ходоком «по коридорам власти».
Конституция нашей страны, определив права и свободы человека, его обязанности по отношению к государству и обществу, закрепила полномочия законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти. Каждая из ветвей власти действует в рамках своей компетенции, не вмешиваясь в компетенцию друг друга. Этот общеевропейский принцип конституционализма воплощен в Конституции Республики Беларусь в полной мере.
В Конституции страны закреплены права и обязанности главы государства – Президента Республики Беларусь. Являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент олицетворяет единство народа, принимает меры по охране суверенитета страны, национальной безопасности и территориальной целостности. На Президента страны возложены задачи обеспечения в стране политической и экономической стабильности, обеспечения взаимодействия органов государственной власти.
В период наличия однополярного мира, роста числа стран, обладающих ядерным оружием, когда множится число локальных конфликтов и войн, катастрофически возрастают экономические проблемы, угрожая жизни человека, глобально нарастают проблемы народонаселения, растет социальная и политическая нестабильность во многих частях мира, каждое государство заботится о настоящем и будущем своего народа, обеспечении его целостности, суверенитета и стабильности.
В этой связи наш народ однозначно высказался за сильную государственную власть в лице Президента Республики Беларусь. За годы строительства суверенной Беларуси мы не раз ощущали необходимость и целесообразность существования института Президента в нашей стране.
В соответствии с Конституцией наша страна в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, широкого урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, других общепризнанных принципов и норм международного права. Так, например, Республика Беларусь установила равное право своих и российских граждан на получение среднего, высшего и среднего специального образования в учебных учреждениях Беларуси. Российские граждане вправе приобретать квартиры (дома) в любом населенном пункте Республики Беларусь, как и граждане нашей страны. Граждане России имеют право беспрепятственного обращения в суды Республики Беларусь за разрешением любых спорных вопросов и пользуются в них всеми гражданскими процессуальными правами. Граждане России на территории Беларуси вправе обращаться к любому адвокату по выбору, в любую государственную нотариальную контору. Все документы, исходящие из уполномоченных государственных органов России, пользуются равной доказательственной силой, как и белорусские, и не требуют дополнительного признания. Аналогичные права Российская Федерация предоставила белорусским гражданам.
Наша страна тесно сотрудничает с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ОБСЕ. В рамках более тесного сотрудничества созданы рабочие группы: по вопросам экологии, по развитию отношений с гражданским обществом, по экономическим вопросам и вопросам институционального строительства и верховенства закона. Так, на 2007 год в правовой сфере запланировано проведение мероприятий по вопросам трансграничного сотрудничества в сфере информации по проблемам миграции и правам мигрантов, о совершенствовании регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет, о взаимодействии граждан и государственных органов в контексте создания модели «электронного правительства», изучение законодательного опыта иностранных государств в области борьбы с незаконным обогащением.
В целях реализации Конституции предприняты дальнейшие меры по укреплению судебной ветви власти. В январе 2006 года вступил в силу Кодекс о судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь. Впервые в нашем государстве сведены воедино все законы, регулирующие деятельность судов республики, что подчеркнуло единство судебной ветви власти. В кодексе закреплены нормы, повышающие ответственность государственных органов, отвечающих за подбор кадров судей, введена обязательная досудебная подготовка кандидатов на должность судей.
Конституция республики закрепила высшей ценностью и целью общества и государства права и свободы гражданина. В развитие этой нормы Конституции 1 марта 2006 года введены в действие новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс. Кодексами значительно усилены правовые гарантии прав человека: реализация ответственности по многим правонарушениям возложена на суды, введено право обжалования решений суда по административным делам.
Во исполнение Конституции страны и дальнейшего обеспечения прав граждан при Министерстве юстиции и его органах на местах созданы общественные комиссии по контролю за соблюдением законодательства в исправительно-трудовых учреждениях.
Основываясь на конституционном праве граждан на объединения, в республике создаются и действуют общественные организации, политические партии, фонды.
Закрепленное в Конституции юридическое равенство граждан: перед законом, право на труд, отдых, получение бесплатного образования, медицинскую помощь, безопасную экологическую среду, пенсионное обеспечение — позволяет развивать в стране гражданское общество. Гражданское общество — это не только отдельные неправительственные организации, стоящие в оппозиции и критикующие власть, как хотят это представить отдельные политики и ученые. Гражданское общество – это совокупность многообразных связей, отношений всех граждан, их объединений, профессиональных союзов и трудовых коллективов, иных союзов, семей. Здоровое гражданское общество должно помогать государству или, по крайней мере, не мешать выполнять внутренние и внешние функции. Безусловно, мнение каждого гражданина, общественного объединения важно и имеет право на существование, однако ответственность перед народом за соблюдение Конституции, состояние национальной безопасности, стабильность, правовой порядок лежит все-таки на государственных институтах.
Конституция страны – важнейший правовой документ, необходимый каждому государству, чтобы последовательно и целенаправленно строить демократическое правовое государство.