Основной принцип. Через неправительственные организации к гражданскому обществу

В июне нынешнего года Президент Александр Лукашенко подписал документ, касающийся внесения изменений и дополнений в Закон «Об общественных объединениях». Это еще один конкретный шаг в направлении демократического развития нашей страны, формирования в ней гражданского общества.
В июне нынешнего года Президент Александр Лукашенко подписал документ, касающийся внесения изменений и дополнений в Закон «Об общественных объединениях». Это еще один конкретный шаг в направлении демократического развития нашей страны, формирования в ней гражданского общества. Следует подчеркнуть, что в Беларуси на данный момент зарегистрировано почти 2250 общественных объединений, а также 16 союзов общественных объединений. Международных, республиканских и местных. Женские, молодежные, культурно-досуговые организации, объединяющие представителей национальных меньшинств, инвалидов войны и труда, любителей памятников старины и многие другие. То есть за пятнадцать минувших лет, точнее с того момента, когда была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, в стране сформировался реальный неправительственный сектор, через который в значительной мере реализуются конституционные права граждан. Но жизнь, как известно, не стоит на месте. Поэтому и был принят вышеупомянутый документ, направленный на дальнейшее совершенствование национального законодательства в сфере создания и деятельности общественных объединений. В чем же его особенности и достоинства? Так, на законодательном уровне впервые введена норма, согласно которой иностранные граждане имеют право участвовать в создании на территории республики международных общественных организаций. Закон вводит новый институт – приостановление деятельности общественного объединения. Это способствует тому, что можно установить более демократическую процедуру контроля со стороны регистрирующего органа, если данная общественная структура по каким-либо причинам нарушает закон. Кроме того, общественные объединения наделяются правом участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном соответствующим законодательством, поддерживать и развивать контакты с другими общественными объединениями, союзами, а также создавать союзы, свои организационные структуры. Нередко в адрес Беларуси раздаются претензии, что наше законодательство в области формирования и развития общественных объединений недостаточно демократично. Но так ли на самом деле? Например, в вышеупомянутом законе предусмотрен упрощенный порядок создания общественных объединений. Он устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации подобных структур. Если взять для сравнения Закон штата Нью-Йорк «О некоммерческих корпорациях», то согласно его положениям, для создания неправительственной организации необходимо в администрации штата получить соответствующий сертификат, предоставить большое количество всякого рода документов, и, помимо всего этого, заручиться дополнительными разрешениями ряда государственных органов и должностных лиц, включая генерального прокурора штата, уполномоченных по образованию, здравоохранению, социальному обеспечению и т.д. Но это еще не все. Если в нашей стране общественные объединения имеют фиксированное членство и все входящие в него люди равны, то вышеупомянутый закон американского штата предусматривает деление на классы с разными правами. При этом человек может довольно просто лишиться членства в неправительственной организации. Если, например, его уволили или просто истек срок пребывания в ней. Белорусский закон четко закрепляет основания, согласно которым то или иное общественное объединение может быть ликвидировано. Закон штата Нью-Йорк предоставляет возможность ликвидации неправительственных организаций по иску прокурора в случае «превышения организацией полномочий, предоставленных ей законом», «осуществления деятельности путем постоянного обмана», за «нарушение государственной политики штата» и т.д. Хочу особо подчеркнуть, согласно законодательству США, прокурор имеет право предъявлять иски и инициировать специальные процедуры для ликвидации неправительственных организаций, действующих за пределами своих полномочий. Более того, в компетенции прокурора отстранить руководителя неправительственной организации от занимаемой им общественной должности, обязать его давать показания в связи с ликвидацией такой организации. И что немаловажно отметить, может ограничивать всех членов неправительственных организаций в их правах, привилегиях и лицензиях. В свою очередь американский суд вправе в случае ликвидации неправительственной организации взыскать различные расходы с ее руководителей или сотрудников. Ничего подобного в белорусском законодательстве нет. Создание общественных организаций налагает большую ответственность на тех, кто входит в них, в плане выполнения норм существующего законодательства. Государство со своей стороны вправе осуществлять за этим контроль. Такого принципа придерживается и Беларусь. С одной стороны — создавая необходимые правовые условия и возможности для развития общественных объединений, для их нормального функционирования в жизни страны. С другой – законодательным образом регулируя этот процесс. Таким образом, устанавливается определенный поведенческий порядок между государством и неправительственными организациями, где зачастую будет неправильно рассматривать действия официальной власти по отношению к каким-либо общественным объединениям как «ущемление гражданских прав», «создание ограничений», «препятствие реализации демократических принципов». Просто есть закон, который надо уважать и действовать в его правовом поле. Это ключевой принцип построения гражданского общества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter