Новый ректор БГМУ – об инновационном симуляционном центре, университетской клинике и пересмотре учебных программ

«Основная задача молодого врача — быть конкурентоспособным»

То, что наши медики уже многие годы не уступают в профессионализме коллегам из-за границы, неоспоримая заслуга и Белорусского государственного медицинского университета. В год из этой альма-матер врачей, в том числе военных, выпускается более тысячи специалистов, к которым с доверием идешь на прием и чьи рекомендации без возражений выполняешь. Недавно в БГМУ назначен новый ректор — доктор медицинских наук, профессор Сергей Рубникович, который и рассказал «Р» о своих студенческих воспоминаниях, инновационных проектах, которые ждут реализации в ближайшие годы, и о том, как медицинскому университету попасть в зарубежные рейтинги.

Важно быть конкурентоспособным

— Сергей Петрович, я начну, уж простите, с меркантильного вопроса. Стоматологический факультет — один из самых популярных у абитуриентов БГМУ. Все знают: стоматологи очень хорошо зарабатывают, их навыки никогда не перестанут цениться. Почему вы не остановились на практической деятельности, а выбрали путь науки? Написали 35 книг, 300 статей, запатентовали 20 изобретений, и это далеко не все...


— Я убежден, что хороший преподаватель должен знать не только теоретическую, но и практическую составляющую дисциплины, которую ведет. Только сам проводя диагностические исследования и лечебные мероприятия, ты полноценно можешь рассказать и студенту, и опытному врачу, как правильно действовать. Более 90 процентов моих лекций — это не теория, а как раз практическая демонстрация сложных клинических случаев. На кафедру ортопедической стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии в БелМАПО, которой я заведовал, всегда приходили пациенты с очень непростыми заболеваниями. Мы не проводили классическое лечение — установку коронки или протеза, а осуществляли комплексную междисциплинарную терапию. Так что, выбрав увлекательный путь науки, я не оставил практику. К слову, о высоком заработке стоматологов: я бы назвал это неким мифом. Наша отрасль самая затратная: пломба, коронка, брекеты — это очень дорогие технологии. Где-то 85—90 процентов стоимости любого стоматологического вмешательства составляют именно материалы, поэтому рентабельность многих клиник не более 10—15 процентов, там не идет речь о заоблачных суммах.

— Представляя вас коллективу университета, исполняющий обязанности министра здравоохранения Дмитрий Пиневич сказал, что для него было принципиально видеть руководителем БГМУ человека, который здесь учился. Что вы помните о своем студенчестве?

— Я поступил в Минский государственный медицинский институт (в то время так назывался БГМУ) в 1991 году. Тогда стипендия была совсем небольшой, на нее мы оплачивали общежитие, питались в студенческой столовой, проводили досуг. Пройдя определенный жизненный путь, могу сказать, что студенчество — беззаботные и лучшие годы. Это была интересная пора, насыщенная общением. Мы дружили со всеми курсами, выезжали на мероприятия. Хотя теперь я задаюсь вопросом: как мы тогда сумели выжить? Вуз, надо отдать должное, кроме практических знаний, давал нам ощущение социальной стабильности. Я по-доброму завидую студентам, которые сейчас учатся здесь, а это около восьми тысяч лучших ребят со всей страны и зарубежья. Они очень мотивированные и хорошо понимают: если не будут учиться, то потом не смогут работать. Основная задача молодого врача — быть конкурентоспособным. У нас границы открыты, и если ты не соответствуешь современным требованиям, твое место с удовольствием займет специалист из другой страны.

Шаги в такт времени

— Вы наверняка знаете фразу, которую говорят молодому специалисту на первом месте работы: «Забудь все, чему тебя учили в университете». Это смешно и грустно одновременно, так как свидетельствует о том, что некоторые учреждения высшего образования совершенно оторвались от реальности. БГМУ по своей специфике уникальный университет, у студентов огромное количество практики, но достаточно ли ее, чтобы после получения диплома считаться хорошим специалистом?

— Сегодня наше обучение отвечает всем международным требованиям. Подтверждением тому является количество иностранных студентов: их в университете около двух тысяч, не только из стран бывшего Советского Союза, но и из США, Германии и других государств. Уже с первого курса у всех студентов вне зависимости от факультета есть производственные практики, ребята около месяца проходят их на базе медучреждений. Кроме того, они постоянно участвуют в приемах и диагностике пациентов на клинических кафедрах. Оторванности от реальности у студентов точно нет.

В год из БГМУ выпускается более тысячи специалистов.

— Еще одна распространенная фраза — «раньше было лучше». До вступления в должность вы когда-нибудь слышали от коллег, что сейчас уровень подготовленности выпускников снизился?

— Часто говорят: «Раньше было поколение такое-то, а теперь оно другое». Наоборот, это хорошо, все развивается. Если бы коронавирус появился лет десять назад, студенты закрылись бы дома и потеряли несколько месяцев, что для медика сродни катастрофе. А сейчас во время пандемии развивалось онлайн-обучение, ребята ни на день не выпали из образовательного процесса. Вместе с тем появляются современные технологии и в лечебных отраслях: сложнейшие операции отрабатываются в симуляционных центрах на муляжах, раньше о таком можно было только мечтать. Мы планируем построить новый лабораторный корпус, где хотим создать центр с высокотехнологичными тренажерами по хирургическому и стоматологическому профилям. Строительство запланировано до 2025 года, указ Президента уже подписан. Это будет прорывное направление в профессиональном образовании, которое позволит выйти на высокий международный уровень. Понятно, что можно долго ассистировать специалисту и таким образом учиться, но будущий врач все равно должен отработать мануальные навыки на симуляционном оборудовании. 

— В БГМУ уже есть симуляционный центр с пятью модулями: анестезиология и реаниматология, акушерство и гинекология, педиатрия, терапия и хирургия. Насколько они современные?

— Там все оборудование новое, импортное. Это базис, на котором студенты могут работать, и в этом плане мы в тренде с мировым медобразованием. Конечно, в мире уже появились тренажеры экстра-класса, максимально приближенные к человеческому организму. Правда, их цена в зависимости от «начинки» — от 100 000 евро.


— Какие еще новации ждут студентов в ближайшее время? 

— К 2025 году планируем открыть новое общежитие, которое позволит разместить всех студентов из регионов, в том числе ребят из-за рубежа. Насколько я знаю, до этого года студенты практически на 100 процентов были обеспечены жильем, но в нынешнем году набор иностранных учащихся увеличили, поэтому некоторым приходится снимать квартиру. Однако мы принимаем меры для решения этой проблемы.

Резиденты науки и практики

— «Нам предстоит пересмотреть некоторые учебные программы» — так вы обозначили одну из своих целей. Какие именно направления вы имели в виду, что в первую очередь нуждается в модернизации?

— Некоторые программы лечебного и педиатрического факультетов будут более ориентированы на практику, особенно это касается студентов выпускных курсов. Также нам катастрофически не хватает университетских клиник, будем над этим работать. Например, в Гродненском государственном медицинском университете создана такая клиника на базе областной больницы, так что опыт уже есть. Будем пытаться найти консенсус с практическим здравоохранением, чтобы улучшить подготовку специалистов.

— Вы убеждены, что каждый студент уже с первого курса должен быть задействован в научно-исследовательских кружках. Действительно ли это так важно и неужели нельзя быть хорошим практиком и при этом не особо увлекаться наукой?

— Каждый врач, в том числе молодой, должен уметь анализировать клинические ситуации, правильно заполнять историю болезни, амбулаторные карты. Некоторые карты пациентов у терапевтов в поликлиниках похожи на мини-курсовые: врач анализирует, какие патологии были у человека, например, десять лет назад, как изменилось его состояние здоровья. Это и есть работа научного сотрудника. Да, ты можешь не защищать диссертацию, но правильно анализировать и структурировать свои мысли врач должен. Тем более наука — это определенный уровень развития, ведь сегодня мы часто работаем на междисциплинарном стыке, сталкиваемся с биофизикой, клеточной и геномной инженерией. Вкупе мы можем улучшить диагностику и лечение пациентов, чтобы изменить качество их жизни.

По словам нового ректора, некоторые программы лечебного и педиатрического факультетов будут больше ориентированы на практику, особенно это касается студентов выпускных курсов.

— Дмитрий Пиневич также упомянул о резидентуре, которая появится в 2023 году. Расскажите подробнее, что это за ступень образования.

— Сегодня у нас есть несколько форм последипломного образования: интернатура, которую проходят выпускники университета в течение года, и клиническая ординатура на протяжении двух лет. Практика показывает, что этого времени недостаточно, чтобы освоить сложные высокотехнологичные специальности, такие как кардиохирургия, трансплантология. Вот как раз резидентура для этого и нужна, на данной ступени медики будут обучаться от двух до пяти лет в зависимости от профиля. 

Новые возможности для роста

— Вы организовали шесть международных конгрессов и более десяти конференций. Когда иностранные коллеги приезжают в Беларусь, что они говорят об уровне наших врачей и медицины в целом?

— К нам приезжали специалисты из США, Испании, Италии, Ирландии и постсоветских стран. Первое, что отмечают иностранцы, — какой у нас ухоженный, чистый город и приветливые люди. Также коллеги говорят о высоком уровне развития наших специалистов в профессиональном плане. Даже по моему профилю наши врачи ничем не отличаются от стоматологов зарубежных. И оборудование у нас мирового качества. 

— На ваш взгляд, какие направления в медицине у нас самые передовые, а над какими нужно еще поработать? 

— Трансплантология, онкология, кардиология, травматология и ортопедия — это лидеры не только в нашей стране, но и на международном рынке медуслуг. А вот совершенствования требует первичное звено, нужно усердно работать над созданием электронной системы здравоохранения, которая облегчит работу медикам и жизнь пациентам. О чем, к слову, не раз говорили и Глава нашего государства, и руководство Минздрава.

— Вы сказали, что будете стремиться к тому, чтобы БГМУ считали лучшим университетом не только в стране, но и за рубежом. Это скорее красивая фраза или у вас есть такие планы?

— Нам нужно войти в рейтинговые классификаторы, и это абсолютно реально. В плане практики наша подготовка одна из лучших, я это заявляю со всей ответственностью, ведь бывал во многих странах. Но для общего рейтинга нужна совокупность определенных критериев: ученые степени преподавателей, их публикации в рейтинговых научных журналах и ряд других. Из этого аккумулируются оценка и место университета в мировых рейтингах. Как только мы усовершенствуем эти показатели, тогда и станем одним из лучших учреждений высшего образования в мире. При поддержке преподавателей и студентов это случится, я даже не сомневаюсь. 

glushko@sb.by

Фото БЕЛТА, Алексея СТОЛЯРОВА и Александра КУЛЕВСКОГО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter