О фильме "Салют-7"

Основано на реале

Даже у такого фильма, как «Салют–7» (режиссер Клим Шипенко), могут найтись свои «доброжелатели»: «не совсем правдоподобно», «чересчур пафосно», «вышибают слезу». Насчет слезы верно. Зрители в зале не стесняясь вытирали те самые слезы, которые возникали от разных чувств: сопереживания, напряжения, понимания, а то и от нахлынувших воспоминаний. Ведь многие помнят незабываемые полеты советских космонавтов, гордость за каждого в космосе, как и горе за каждую гибель. Помнят, какую радость испытывали и за первый полет, и за первый выход в открытый космос. Не всегда за бесстрастными сводками новостей могли узнать о том, какое это трудное дело — работать в космосе. О том, каким на самом деле был выход в космос у Алексея Леонова и каким возвращение на землю, узнали из фильма «Время первых». О том, как на самом деле спасали беспилотную станцию, узнали сейчас из фильма «Салют–7».

В 80–х это был беспримерный подвиг космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Это их отправили на орбиту, чтобы произвести уникальную операцию по стыковке с 20–тонной глыбой неуправляемого железа. И не просто состыковаться, но и запустить безжизненную станцию. Те, кто руководил полетом с земли, понимали, что это экипаж смертников. Джанибеков и Савиных не только спасли станцию, не только произвели невероятные инженерно–космические операции, но еще и вернулись живыми. В фильме есть эпизод, когда к советской станции подлетает американский корабль и американские астронавты отдают честь советским космонавтам, по достоинству оценив их подвиг.

ФОТО WWW.KINOPOISK.RU

Среди многих выигрышных моментов, которые, несомненно, есть и в одном и в другом фильмах, главным козырем остается надпись в титрах: «Основано на реальных событиях». Именно этот факт делает картины невероятно объемными, той степени правды, которую переживаешь как то, что происходит здесь и сейчас. В «Салюте–7» все показано, с одной стороны, достаточно подробно, с другой стороны, ничего лишнего. Во всем драматическом действии сохраняется как чувство ритма, так и чувство меры, как чувство правды, так и чувство разумного художественного вымысла. Кто знает, была ли, например, в реальной истории такая ситуация: командир корабля Владимир Федоров (Владимир Вдовиченков) объясняет медкомиссии, что он в космосе видел ангелов.

За что его отстраняют от полетов? Или вот космонавты достают из загашников корабля бутылку водки и пробуют напиток в условиях невесомости... Может, и было... Как наверняка было и то, что бортинженер (Павел Деревянко) отказывается возвращаться на землю один, а значит, выжить, узнав, что командир должен остаться, а значит — погибнуть. Наверное, все происходило именно так, потому как это была особая порода людей, которые не понаслышке знали, что такое долг, честь, дружба, товарищество.

В фильме совсем не случайно идет тема той страны, откуда герои родом. Владимиру Федорову жена (Мария Миронова) не один раз задает вопрос: «А какая у тебя жизнь в СССР?» На что он отвечает: «У меня жена, дочь, футбол и строительство коммунизма». «Ну это же скучно», — уточняет жена. «Но это то, что я люблю», — отвечает советский человек. И это то, что было понятно другому советскому человеку. Для которого неписаные правила, составляющие пресловутый моральный кодекс строителя коммунизма, не были пустым звуком. Люди, которые до конца выполняли свой долг, которые готовы были пойти на многое ради этого, были особого качества.

И все–таки невозможно не восхититься тем, как россияне научились делать профессиональное, высокотехнологичное, с абсолютным гуманным посылом кино, основанное на тех реальных событиях, которые до сих пор вызывают чувство гордости за ту страну, откуда многие из нас родом.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter