Основа — нравственность

Продолжаем обсуждение статьи А.Рубинова «Еще раз об идеологии» («СБ» N 140 от 28 июля)
Где–то в середине августа по ОНТ транслировался американский кинофильм «Страна надежды». Он поразил меня воистину шекспировским звучанием эпической драмы: нет повести печальнее на свете... Только в роли Ромео и Джульетты выступали герои иного плана — не жертвы династий Монтекки и Капулетти, а изгои — незаконнорожденные американо–вьетнамские дети. Им нигде нет места. Их ненавидят вьетнамцы, их унижают, и они бегут со своей родины в страну надежды — США, где их также ждет бесправие. Я долго раздумывал о коллизии и пришел к выводу: в основе всего лежат доброта, нравственность, гуманизм. Иначе — тупик.

Примерно в то же время в «СБ» была опубликована статья А.Рубинова «Еще раз об идеологии». Общие принципы идеологии, утверждает он, для всех цивилизованных государств одинаковы: все ратуют за демократию и права человека, свободу вероисповедания, развитие образования, культуры, экономики, заботу о детях и престарелых, мирную международную политику, защиту окружающей среды и т.д. и т.п. И далее: нигде в конституциях не закрепляются имущественное и социальное неравенство, бедность, беспризорность детей, торговля людьми, проституция, наркомания, коррупция... Все желают счастья и процветания своему народу. Одним словом, нравственные и моральные требования на бумаге закреплены повсеместно. Но... «западная система, — пишет автор статьи, — базируется на частной собственности в основных звеньях экономики и характеризуется децентрализацией власти...» В принципе, утверждает он, эта система доказала свою работоспособность и эффективность. Но она строилась столетиями, требует определенных традиций, воспитания, менталитета, цивилизованного уровня. Мы до этого уровня вроде бы не доросли. У нас преобладает государственная собственность на средства производства. У нас, наконец, другой менталитет народа.

Где же, при какой идеологии, при какой системе в наибольшей степени соблюдаются нравственные ценности?! Ведь именно нравственность, мораль должны определять подлинность демократии. Об этом всегда свидетельствовали и сейчас свидетельствуют лучшие умы человечества. Именно эту не оспоримую никем мысль утверждает и содержание фильма «Страна надежды», с рассказа о котором я и начал свои размышления о сути идеологии.

В глубокой и интересной статье А.Рубинова меня особенно порадовал раздел «Определение концептуальных позиций истории Беларуси». Автор без обиняков утверждает, что «никогда нельзя отказываться от своего прошлого, как нельзя отказываться от своих родителей. Это столь же безнравственно, как и бессмысленно». И далее: «История — это реальность, Беларусь смогла стать самостоятельным государством не вопреки, а благодаря усилиям советской страны...» За этот вывод голосую, как говорится, обеими руками.

...Хочется сказать вот о чем. А.Рубинов убедительно пишет, что идеология — это не наука, а практика жизни. Я также долго размышлял над этим термином. Практика жизни, а сужу об этом с позиции своего немалого опыта, свидетельствует, что идеологическая война между «западом» и «востоком» не прекращается, а набирает все большие темпы.

Свобода слова! Она была прекрасна и восхитительна. Она явилась к нам с перестройкой. И я, каюсь, даже стихи ей посвятил «Не зомби я больше теперь». И только спустя некоторое время уразумел, что свобода слова не панацея демократизации жизни, что синонимом ее нередко является и информационная война.

Помню, еще в самом начале перестройки, когда все мы восхищались ее молодостью и доступностью, в одной из республиканских газет появилась поэма, в которой безусловно талантливый автор, бывший работник ЦК КПБ, призывал «памяркоўных беларусаў» к... войне под «национальными лозунгами». Возмущенный его агрессивной позицией, написал я статью о безумии национализма. Предложил ее тогдашнему редактору «Звязды». Получил отказ. Обратился в другие газеты — тоже табу. Так и не пробил я тогда стену редакторской корпоративности: «Кто будет слушать простого человека? Сиди и не рыпайся!»

А процесс разрушения под барабанный бой «свободы слова» совершил победную поступь. Коробки из–под ксерокса делали свое дело. На пространстве бывшего СССР развернулась негласная, завуалированная информационная война. В этой войне под девизом «Все, что не запрещено, разрешено!» стали побеждать люди, захватившие тихой сапой народное добро, и этим добром расплачивались с продажными «акулами пера». Сегодня трезвые люди видят итоги той «деятельности»...

Я, безусловно, не против свободы слова. Но жизнь учит, что когда «свобода» превращается в бизнес, то страдает прежде всего свобода. Я много лет отдал печати, считаю, что самое опасное, когда газеты, ТВ становятся чьей–то собственностью. Вот тогда действительно перо становится штыком... И поражает всех, на кого указывает хозяйский палец. А у «хозяина» и большинства населения, согласитесь, довольно часто бывают разные цели. «Хозяин» хочет еще большего богатства, а до народа ему в этом случае и дела нет... Так и царствует безнравственность...

Александр СУСЛОВ, член Союза писателей, участник Великой Отечественной войны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter