«Оскары» розданы

Главная премия американских киноакадемиков остается верной своим традициям: держит интригу до самого конца. Уже в первых числах января киноманы, синефилы и просто любители кино всех стран и народов активно включаются в разгадывание ребусов, кто же будет первым в заветный день в театре «Долби». Поражает беспрецедентный массовый ажиотаж по этому поводу. Ни Канны, ни Венеция, ни Берлин, ни даже наш «Лiстапад» так не волнуют своими итогами, как кинопремия, задуманная в далеком 1929 году выходцем из Беларуси, основателем компании Metro–Goldwyn–Mayer Луисом Майером. Каждый год ближе к концу февраля страсти накаляются с нешуточным эффектом. Энергия азарта захлестывает букмекерские конторы, создаются целые клубы для познавательно–увеселительных вечеринок с викторинами, шарадами, с вручением своих маленьких «Оскаров», аудитория делится на тех, кто за, и тех, кто против предполагаемых победителей. Оскаромания на глазах набирает поразительные обороты.

Фото  РЕЙТЕР.

Ровно год назад весь мир жил ожиданием: так что же будет с Леонардо Ди Каприо, назовут его лучшим актером или не назовут за фильм «Выживший»? Мало кто помнил, что режиссер Алехандро Иньярриту — автор куда более интересных и значимых фильмов «Сука–любовь», «Вавилон», «Бердмен». В массовом восприятии в общем–то средней картины «Выживший» самое главное сосредоточено не на режиссере, а исключительно на главном персонаже в исполнении любимого актера. Было такое ощущение, что все затаили дыхание в ночь перед оскаровской церемонией, облегченно вздохнув только после того, как узнали о победе и новом статусе своего кумира.

Казалось бы, «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?». Несмотря на беспрецедентный эффект зрелищности вечнозеленого американского мейнстрима, редко какому фильму удается войти в доверительно душевные отношения со зрителем, открывая новые смыслы и оставляя о себе долгую сердечную память. Время действия многих таких картин рассчитано на «здесь и сейчас». Из этого же разряда и «Ла–Ла Ленд». Да, возвратили нам традиционный мюзикл с песнями, танцами, лирическими отступлениями; да, потрясающие костюмы, весь антураж эпохи где–то между 60–ми и 80–ми; точные актерские работы; искренние монологи о том, как благодаря мечтателям «открываются новые двери». Прочное зрелищное кино. Не более. Все свершилось: 6 статуэток из предполагаемых 14. Можно передохнуть. Дэмьен Шазелл, актриса Эмма Стоун, художник–постановщик, оператор, композитор, саундтрек признаны лучшими. Вот если бы режиссер–постановщик Дэмьен Шазелл был удостоен «Оскара» за свою «Одержимость» — это было бы куда более справедливо. Там была настоящая страсть, муки творчества, противостояния, конфликта, внутренней победы. Там было то, что может соотноситься с жизнью любого человека независимо от места и времени проживания. В «Ла–Ла Ленд» есть только то, что имеет отношение к этим героям в то время и в том пространстве. Это удовольствие для глаз.

Одни номинанты явно демонстрировали свою вторичность в разработке космической темы или темы диалога с инопланетянами, как, например, «Прибытие» или «Скрытые фигуры», другие так и вовсе представляли вполне традиционное и весьма консервативное кино, как в случае со «Львом». Несомненно, нынешний Голливуд, учтя уроки прошлого года с упреками от чернокожих создателей в отсутствии среди номинантов афроамериканских актеров и актрис, заметно потемнел. Политес соблюден, но эстетического восторга по этому поводу не испытываешь: ни в случае с «Лунным светом», ни с «Оградами». Ну это ж надо: перепутали конверты и лучшим фильмом стал «Лунный свет». А так бы эта участь досталась бы опять же «Ла–Ла Ленд».

«Оскары» розданы. А все–таки жаль, что фильм «Патерсон» такого тонкого и по–настоящему глубокого мыслителя, каковым является Джим Джармуш, так и не попал ни в одну заявленную номинацию. Жаль, что лучшая картина Мартина Скорсезе не была просмотрена академиками вовремя. За кого стоит порадоваться, так это за Кейси Аффлека (фильм «Манчестер у моря»). За кого стоит огорчиться, так это за Изабель Юппер (фильм «Она») и за «Тони Эрдманн» (режиссер Марен Аде). Но зато у них не менее престижные награды «Золотого глобуса», «Независимого Духа», Европейской киноакадемии. «Оскар» бы, правда, не помешал. Может, через год выбор будет куда более логичным. Но это уже совсем другое кино.

lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter