Осиротевшие дважды

Когда карапуза Виталика из могилевского Дома ребенка привели на "смотрины" к потенциальным усыновителям, малыш тут же спрятался за спину воспитательницы, на всякий случай крепко уцепившись ручонками за ее белый халат.
Когда карапуза Виталика из могилевского Дома ребенка привели на "смотрины" к потенциальным усыновителям, малыш тут же спрятался за спину воспитательницы, на всякий случай крепко уцепившись ручонками за ее белый халат. А стоило женщине отойти от него всего на шаг, разрыдался. Чужие люди вызывали у малыша недоверие и страх. В свои два годика Виталик успел повидать немало горя. Сперва его бросила родная мать, потом он оказался не нужен и приемным родителям...

Жизнь бросает, словно мячик...

- Незамужняя мать этого малыша отреклась от сына сразу после родов. Его отец взять на себя заботу о ребенке тоже наотрез отказался. Так Виталик попал в детдом, - рассказывает могилевский представитель республиканского Центра усыновления Ольга Волошина. - Ему еще и года не исполнилось, когда к нам обратилась одна могилевская семья, пожелавшая усыновить ребенка. С виду приличные люди, оба работают, никаких негативных отзывов о них мы не услышали. Но психолог из детдома все же посчитала, что они еще не готовы к столь серьезному шагу и предложила сначала взять дитя под опеку. Уже через полтора года Виталик вернулся обратно. Новоявленные родители о нем не заботились, а "детские" деньги тратили на выпивку.

Неудивительно, что когда мальчонку захотели усыновить другие люди, им пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать его доверие. Несколько недель подряд они ежедневно приходили к голубоглазому крохе, и детское сердечко оттаяло. Вот уже полтора года мальчик живет с ними. Родители в нем души не чают, хотя и признаются, что первые месяцы были для всех очень тяжелыми. Говорят, когда Виталик понял, что его больше не вернут, приемыша словно подменили. Из затравленного зверька он превратился в ласкового, нежного ребенка, который очень любит забираться на колени к папе и сто раз на дню целует маму.

Диагноз: хроническая "кукушка"

...У 5-летнего Саши из Горецкого района теперь тоже есть любящие родители и, даст Бог, он сумеет забыть о том кошмаре, который довелось пережить в родной семье. Горе-мамаша бросала сына дважды. После родов подкинула в могилевский Дом ребенка. Правда, "отказную" не писала, попросила "подрастить до года". За это время сынишку не навестила ни разу, а когда условленный срок истек, работникам Дома ребенка пришлось разыскивать "кукушку", чтобы напомнить ей о том, что у нее есть дитя.

- Когда она появилась на пороге, мы опешили, - говорит врач-педиатр Галина Березкина. - За год мамаша не собрала денег ни на гостинцы для единственного ребенка, ни на приличную одежду. Привезла с собой какие-то старые, грязные тряпки. Только как мы ни уговаривали ее оставить Сашеньку у нас, она не согласилась.

Сашу привезли обратно через три месяца... Из детской реанимации. Выяснилось, что всякий раз, когда он начинал плакать, разгоряченная спиртным мамаша вместе с бабушкой и дедушкой успокаивала его кулаками. Однажды избили так, что ребенка госпитализировали в больницу с черепно-мозговой травмой.

- Отдавали матери хорошего, здорового малыша, - вспоминают медики из Дома ребенка, - а вернулся он к нам, считай, инвалидом. Ему поставили диагноз: легкая форма ДЦП. Он уже не то что стоять - сидеть не мог! Мы все очень переживали, что совсем с постели не поднимется. Несколько месяцев Сашу выхаживали в неврологии, потом несколько лет он жил на лекарствах. А запуган был настолько, что едва увидит незнакомого человека - сразу в крик. И говорить не хотел. Особенно ему не нравилось слово "мама".

Кстати, мать больше не объявлялась: от Саши отказалась, а вскоре подкинула "на время" второго сына. Следом - третьего (а от дочери она отказалась еще в роддоме)...

Мать и мачеха

Таких несчастных созданий, страдающих по вине непутевых взрослых, сегодня, к сожалению, много.

- Светлана работать не хотела, зато в рюмку заглядывала постоянно. Пила, даже будучи беременной. В результате ее первенец родился инвалидом: у мальчика ДЦП и заторможенное психическое развитие, - рассказывает заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Осиповичского райисполкома Елена Федотова. - Мальчику было 2 года, когда мать лишили родительских прав, а опеку над ребенком по собственной инициативе взяла на себя бабушка. Спустя несколько месяцев к нам прибежала их соседка. Просила: заберите у них малыша, он страдает, бабке возиться с ним некогда, только и делает, что пьет на детские деньги. Мы несколько раз без предупреждения наведались в гости и постоянно заставали опекуншу подшофе. Мало того, однажды, будучи навеселе, бабуля захотела "продолжения банкета", а поскольку деньги закончились, позаимствовала чужую сумочку... От опекунства ее освободили, мальчика поместили в интернат. А спустя несколько лет в районном суде уже рассматривалось дело о лишении Светланы прав на второго сына.

- Только в прошлом году на Могилевщине по требованию прокуратуры 52 опекуна были освобождены от опекунских обязанностей, - говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Могилевской областной прокуратуры Александр Барзиловский. - А решением суда Быховского района было отменено усыновление несовершеннолетнего. Его новые родители нигде не работали, пьянствовали, семья состояла на учете в милиции как неблагополучная... В 2001 году жительнице Кировского района доверили воспитание троих сирот. Почему-то при вынесении решения не было учтено ни мнение работников сельсовета, категорически возражавших против этого, ни то, что "мамаша" дважды привлекалась к уголовной ответственности за кражу и хулиганство. В итоге дети, постоянно видевшие перед собой "достойный" пример для подражания, сами пошли на преступление - совершили кражу...

- Ребенок - не игрушка, и перед тем как отдать его на воспитание, надо сто раз взвесить все "за" и "против", - уверена Ольга Волошина. - Иногда нам приходится разочаровывать некоторых потенциальных усыновителей. Однажды взять детдомовского малыша решила семья из Могилевского района. Мы навели справки и выяснилось, что они даже за собственными детьми не смотрят: бегают те по деревне голодные да чумазые, уроки пропускают. А бывает, обращаются к нам люди, потерявшие в результате несчастного случая единственного ребенка. Хотят взять на воспитание сироту. Приходится психологу объяснять, что этот ребенок не заменит погибшего, не заполнит образовавшуюся душевную пустоту. И пока их рана не зарубцуется (как правило, решение об усыновлении принимают, когда еще и месяца нет после трагедии), мы не можем пойти им навстречу.

...Терять родителей, близких тяжело даже взрослому человеку. Что уж говорить о детях. Тем более о тех, у которых надежду отнимали дважды. Сможет ли кто-нибудь отогреть их сердца?

Когда Виталик понял, что его больше не вернут, приемыша словно подменили. Из затравленного зверька он превратился в ласкового, нежного ребенка, который очень любит забираться на колени к папе и сто раз на дню целует маму.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter