Ошибка по Фрейду?

Перегрузка или перезагрузка?Впечатление от концепции перезагрузки российско-американских отношений, предложенной новой администрацией США, было подпорчено случайной ошибкой в слове «перезагрузка» на кнопке, подаренной госсекретарем Хиллари Клинтон министру иностранных дел России Сергею Лаврову. Угроза трансформации «перезагрузки» в «перегрузку» может оказаться не столь уж виртуальной, если продолжать диалог на языке стереотипов и не попытаться преодолеть недоверие и подозрительность. Какой язык предложит миру новый президент США? Каким будет вектор его внешнеполитического курса? Пока возможны только некоторые предположения.

Американская администрация опубликовала секретные меморандумы, отправленные Белым домом в министерство юстиции в период президентства Буша. Документы, подготовленные вскоре после терактов 11 сентября 2001 года, санкционировали ограничение гражданских прав и свобод  в целях борьбы с международным терроризмом.
В девяти опубликованных меморандумах, в частности, говорится, что исполнительная власть в условиях «войны против терроризма» должна получать дополнительные полномочия на проведение обысков и прослушивание переговоров без санкции суда. Документы отражают точку зрения, согласно которой президент во многих вопросах пользовался властью, не подконтрольной Конгрессу.
Публикация этих материалов была проведена на фоне пересмотра американской контртеррористической политики администрацией Обамы. Генеральный прокурор Эрик Холдер отметил, что в последнее десятилетие борьба с терроризмом слишком часто рассматривалась как «игра с нулевой суммой» по отношению к гражданским свободам, то есть неизменно приводила к их ущемлению. «Такое направление мысли не только ошибочно: в действительности, боюсь, оно принесло больше вреда, чем пользы», – сказал Холдер.
Публикация документов – не единственный шаг нового президента по отказу от наследия старого. К 31 августа 2010 года из Ирака должно быть выведено не менее 100 тысяч американских военнослужащих. Останется от 35 до 50 тысяч. Они будут заниматься, по словам Обамы, борьбой с терроризмом, обучением иракских сил безопасности, защитой американских граждан и американских интересов.
Основные же военные усилия США переносятся в Афганистан, где численность американского контингента быстро увеличивается.
Обама явно не собирается пересматривать свое намерение начать диалог с Тегераном, хотя и продолжает оказывать на него давление с целью добиться отказа от ядерной программы.
В целом можно отметить, что новый американский президент весьма энергичен и прагматичен. Он отказывается от наиболее одиозных аспектов наследия Буша (вроде ограничения гражданских свобод ради борьбы с терроризмом), но ничего не собирается ломать слишком радикально. Более того, он вполне готов пользоваться плодами побед, одержанных Бушем. Ведь именно ушедший президент добился перелома ситуации в Ираке в пользу США. 
Обама уже понял, что полный вывод войск из Ирака практически невозможен, поскольку тогда там начнется война «всех против всех», причем в нее с очень высокой вероятностью будут втянуты соседние страны (Турция, Иран, Сирия, Саудовская Аравия). Но американское присутствие в Ираке будет минимизировано. Уже ясно, что сильнейшая армия мира способна сегодня вести одновременно не более одной локальной войны (и слегка «подвоевывать» где-то еще). Вполне очевидно, что с точки зрения борьбы с исламским терроризмом Афганистан гораздо важнее Ирака, а потому Обама сделает основной именно эту кампанию.
Назвав своей главной целью борьбу с экономическим кризисом, новый президент США видит во внешней и военной политике естественный ресурс для экономии средств. Отсюда и сокращение военных усилий, причем не только в Ираке.
Не страдающий бушевскими комплексами, Обама явно понял абсолютную бессмысленность размещения ПРО в Восточной Европе. Он, безусловно, не просто готов, но хочет от нее отказаться. При этом из отказа он постарается извлечь дополнительную выгоду благодаря совершенно неадекватной реакции Москвы на эту самую ПРО. Во-первых, Обама хочет, чтобы Россия помогла ему в решении иранской проблемы. Во-вторых, отказ от ПРО будет подан Вашингтоном в качестве важнейшей уступки   на переговорах по сокращению стратегических ядерных сил. При этом американцы попытаются уйти  от  уступок  действительно важных (например, по вопросу о крылатых ракетах морского базирования). И отказ от ПРО, и сокращение стратегических ядерных  сил должны обеспечить Америке серьезную экономию бюджетных средств, столь необходимых для решения внутренних экономических проблем.
Вполне вероятно, что новая администрация Вашингтона всерьез хочет реализовать идею «большой двойки», т.е. резкого улучшения отношений с Пекином вплоть до неформального дележа мира. По крайней мере, визит Хиллари Клинтон в Китай свидетельствует о том, что Америка хочет возглавить процесс, который не способна остановить (укрепление мощи КНР).  Возможно, в  этом  векторе американской  политики  и  содержится  скрытый  смысл  той  самой  символической  «оговорки», допущенной Хиллари  Клинтон  в  диалоге с Сергеем  Лавровым. Что  предпримет Барак  Обама, чтобы  не  напрягать отношения с Россией, покажет  время. Хотя  уже  сегодня  понятно, что в целом его  внешнеполитический курс будет менее силовым, более прагматичным и достаточно экономным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter