Ошибаться надо в октябре

По результатам первого тура репетиционного тестирования можно составить индивидуальную программу эффективной подготовки к централизованным испытаниямДва месяца назад одна из абитуриенток пришла в РИКЗ с просьбой обменять ей сертификаты, выписанные на фамилию “Козловская”, потому что на самом деле фамилия пишется через “а” — “Казловская”.Пикантность ситуации в том, что принесенное девушкой заявление начиналось словами “Директору РИКЗ от Козловской”.Закон больших чисел применительно к централизованному тестированию гласит: когда количество выписанных пропусков приближается к полумиллиону, предусмотреть все нештатные ситуации невозможно.Примечание: избежать большинства из них — можно.

Для тех, кто заинтересован изучить все подводные камни вступительной кампании, существует репетиционное тестирование.
— Оно позволяет не только приобрести технические навыки заполнения бланка ответов и психологически подготовиться к вступительным экзаменам, — напоминает директор Республиканского института контроля знаний Николай ФЕСЬКОВ. — Это хорошая возможность проверить уровень своих знаний и наметить пути устранения обнаруженных пробелов. У абитуриентов — 2008 еще есть на это время.
Особое приглашение на первый тур директор РИКЗ просил передать ученикам предвыпускного класса. Для них репетиционное тестирование — единственная законная возможность почувствовать себя абитуриентом.
У Николая Феськова есть основания для особой заботы  о  десятиклассниках: 9 процентов зарегистрированных участников централизованного тестирования-2007 не были абитуриентами. В масштабах страны это 50 тысяч “лишних” комплектов заданий, десятки дополнительных аудиторий, сотни ответственных организаторов, в работе которых, получается, не было необходимости. Но самое главное — это потраченное на проверку “лишних” работ время. Кто был этим летом рядом с абитуриентом, знает, как мучительно тянутся для него часы ожидания результатов тестирования. Ведь технология обработки бланков не позволяет выставить ни одной отметки, пока не будут проверены работы всех участников испытания.
— Мы знаем верный способ избавиться от всех “лишних” людей, — заметил Николай Феськов. — Для этого надо проводить централизованное тестирование не до подачи документов в вуз, а после. Но такой порядок лишил бы абитуриентов права выбора и возможности взвесить свои шансы накануне визита в приемную комиссию, поэтому мы его не рассматриваем.
Снимать ли домашние тапочки?
Технология проведения репетиционных испытаний на месте не стоит: с нынешнего сентября некоторые абитуриенты могут выполнять тестовые задания у домашнего компьютера, в режиме он-лайн.
Автор новшества — региональный центр тестирования и профориентации на базе Гродненского государственного университета имени Я. Купалы. Еще в прошлом году он внедрил новую образовательную услугу по результатам репетиционного тестирования — модульную индивидуальную консультацию. С тех пор заполнивший бланк ответов абитуриент не только узнает свою сумму баллов, но и получает подробный разбор ошибок, с указанием разделов и параграфов, на которые надо обратить внимание, а также страниц учебника, на которых данный материал изложен. Для закрепления обновленных знаний даются задания из трудного раздела школьной программы и уточняющие вопросы. Если абитуриент и после этого упорствует в своем непонимании материала, с ним работают дополнительно.
— Эксперимент мы провели модульно, на бумажных носителях, одновременно накапливая банк тематических заданий и прорабатывая программу дистанционного обучения, — объяснила директор Гродненского регионального центра тестирования и профориентации Лилия БОБРОВНИК. — И сейчас любой абитуриент, учитель или репетитор может, сидя перед домашним компьютером, выполнять тестовые задания в режиме он-лайн. Деревенский школьник из отдаленных Вороновского или Сморгонского района, даже не имея домашнего компьютера, может участвовать в репетиционных испытаниях: главное, чтобы его школа имела доступ в Интернет.
Правда, работая с абитуриентами, сотрудники центра подчеркивают: каждому участнику вступительной кампании хорошо бы хоть раз или два пройти репетиционное тестирование очно. В Гродно оно проводится в условиях, максимально приближенных к “боевым” — с жеребьевкой, рассадкой, соответствующим количеством организаторов, даже в тех же аудиториях, где летом рассядутся участники централизованных испытаний.
В важности такой тренировки уже не надо убеждать абитуриентку, которая нынешним летом, сдавая испытания в БГПУ имени М. Танка, заполнила бланк ответов бледно-синим стержнем. (Правила требуют, чтобы абитуриент пользовался черным гелевым или капиллярным стержнем). Сканер бледно-синие ответы “не увидел”, к тому же, по иронии судьбы, однофамилица абитуриентки, получившая пропуск в ту же аудиторию, на испытание не явилась. Сколько нервных клеток сгорело у бедной девушки, пока ее работа была найдена и перепроверена, история умалчивает.
Отдельные абитуриенты-2007 случайно обменивались бланками ответов (на каждом из которых указан номер варианта заданий!). Один юноша вообще вычеркнул номер варианта и вписал номер своего места в аудитории. В результате его ответы на задания шестого варианта были проверены, как третий вариант. Пока сотрудники РИКЗ разбираются с каждым из подобных случаев, уходит дорогое для каждого поступающего в вуз время!
Люди и файлы
Информационные технологии врываются в жизнь белорусского абитуриента.
Тот же Гродненский региональный центр уже предлагает дистанционные подготовительные курсы для поступающих и дистанционные курсы повышения квалификации для их учителей-предметников. А РИКЗ в прошлом году, проведя исследование “Профпрогноз”, заложил основы единой информационной базы белорусских абитуриентов.
Идея гениальна и проста: создать компьютерную базу данных всех нынешних и будущих участников абитуриентской кампании. Это сразу уменьшит количество ошибок в написании фамилий, серий и номеров паспортов. Если регистрацию участников централизованного тестирования проводить в режиме он-лайн, запрашивая из базы сведения о молодом человеке, можно отсеять десятиклассников и абитуриентов, которые регистрируются в разных пунктах на один и тот же предмет или более, чем на три испытания.
Пока вопрос упирается, в частности, в количество компьютеров (запись на централизованное тестирование идет в разгар учебного процесса в пунктах регистрации), выделенный Интернет и лишние затраты электроэнергии, сложности со списанием расходных материалов. Возможно, нынешней весной регистрировать в он-лайне будут еще не повсеместно, а в порядке эксперимента, в отдельных регионах.
— Мы от режима реального времени все равно не уйдем: так делает весь мир, — заметил в поддержку идеи директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Николай ЛИСТОПАД. — Я сам только
что зарегистрировался участником научной конференции в Лондоне.
Правда, на научные конференции в Лондоне не регистрируется полмиллиона участников одновременно, как на централизованное тестирование-2007 в Беларуси.
В Гродненском государственном университете нынешним летом попробовали принимать документы от абитуриентов, пользуясь электронной базой данных участников централизованного тестирования. Молодой человек называл только номер паспорта — на мониторе перед глазами секретаря появлялись все его данные, включая баллы в сертификатах централизованного тестирования. Процедура упростила работу приемной комиссии и уменьшила количество неточностей при оформлении документов.

  Какие еще новшества ожидают абитуриентов-2008?

* Министерство образования Беларуси, вслед за Государственной комиссией по контрою за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний, предлагает ввести регистрационный взнос за сдачу централизованного тестирования.
Называется даже сумма — треть базовой величины за предмет. Целесообразность этого нововведения еще не просчитана: обработать полмиллиона квитанций “между делом” не получится. Получатель абитуриентских платежей тоже пока не известен.
* 15-балльная планка, которую необходимо преодолеть всем претендентам на студенческий билет, вероятно, будет поднята до уровня 20 баллов.
Есть предложения ради сокращения государственных расходов не выдавать сертификаты тем, кто этот барьер не возьмет. Хотя нынешним летом абитуриенты приходили и за 5-балльными сертификатами. Зачем им были нужны эти документы, осталось тайной. Вероятно, разгадку стоит поискать в филиалах российских вузов.
* Скорее всего, будут существенно ограничены преимущества льготников.
По слухам, в том месте правил приема, где речь идет о льготных категориях абитуриентов, появится уточнение “при прочих равных условиях”. Поскольку с переходом на 100-балльную систему оценивания вероятность встречи на одной специальности двух абитуриентов с одинаковой суммой крайне низка, преимущества льготников останутся чисто теоретическими.
* Будет сокращен срок приема документов, который сейчас составляет 18 дней.
Первый день приема документов, на практике не предусмотренный правилами приема, — 5 июля, а 8 — 10, когда РИКЗ начинает выдавать сертификаты. К тому же большинство абитуриентов откладывает визит в приемную комиссию до последнего, чтобы яснее видеть финальную раскладку сил конкурентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter