Осевое «несовпадение»

НАШ ИДЕАЛЬНО упакованный «Фольксваген-Транспортер Т-5» скользит по автотрассе М1 Брест — Минск — граница Российской Федерации, выуживая нарушителей передвижения по платным автомобильным дорогам Беларуси. Обычно его экипаж состоит из двух человек. Сегодня к ним присоединился корреспондент газеты. Впрочем, есть еще один отличительный нюанс: место рядового сотрудника за бортовым компьютером занял заместитель начальника филиала транспортной инспекции по Витебской области Виктор ГОНЧАРОВ. Временно, исключительно для того, чтобы испытать технику и себя в новом для этого контролирующего органа деле. Начальник Оршанского регионального отдела контроля на платных дорогах Евгений ХУЦКИЙ не против. Пока на трассе все спокойно, Евгений Владимирович рассказывает:

Корреспондент «БН» вместе с транспортными инспекторами на «танке» вылавливала нарушителей движения по платным дорогам Витебщины

НАШ ИДЕАЛЬНО упакованный «Фольксваген-Транспортер Т-5» скользит по автотрассе М1 Брест — Минск — граница Российской Федерации, выуживая нарушителей передвижения по платным автомобильным дорогам Беларуси. Обычно его экипаж состоит из двух человек. Сегодня к ним присоединился корреспондент газеты. Впрочем, есть еще один отличительный нюанс: место рядового сотрудника за бортовым компьютером занял заместитель начальника филиала транспортной инспекции по Витебской области Виктор ГОНЧАРОВ. Временно, исключительно для того, чтобы испытать технику и себя в новом для этого контролирующего органа деле. Начальник Оршанского регионального отдела контроля на платных дорогах Евгений ХУЦКИЙ не против. Пока на трассе все спокойно, Евгений Владимирович рассказывает:

— Первый месяц работали в тестовом режиме, а теперь приступили к сбору увеличенной платы за проезд с тех водителей, которые не приобрели бортовые устройства или произвели неполную оплату. Попадают в штрафники, как правило, из-за несоответствия заявленного и фактического количества осей автомобиля. «Экономные» нарушители условий оплаты за проезд вынуждены нести дополнительные затраты. Мы контролируем участок автомагистрали М1, проходящей через Витебскую область. Пока это около 120 километров, но в перспективе протяженность платного участка дороги, контролируемого нашим отделом, увеличится до двухсот километров. В сутки порядка трех десятков нарушителей правил оплаты попадает в поле нашего зрения. Ежесуточно сумма штрафов составляет 4—4,5 тысячи евро дополнительной оплаты. Впрочем, недавно один экипаж собрал за смену три тысячи евро.

В распоряжении Оршанского регионального отдела контроля на платных дорогах новейшая техника — оснащенные современным оборудованием микроавтобусы «Фольксваген-Транспортер Т-5». Эти офисы на колесах не просто фиксируют любого нарушителя, но и имеют на задней панели кузова электронное табло, где высвечивается требование об остановке на нескольких языках, а в салоне — необходимую оргтехнику для распечатки документации в отношении нарушителя. Скорость у этих «офисов» такая, что не составляет труда обогнать любого нарушителя. Перевозчики уже успели прозвать их танками.

Обеспечение транспортной инспекции такими автомобилями — одна из составляющих инвестиционного договора между компанией Kapsch и Республикой Беларусь по системе сбора платы за проезд, зарегистрированной под торговой маркой ВelToll. Вот уже второй месяц система действует на дорогах, включенных в первый этап проекта, а именно на трассе M1/E30 (Брест — Минск — граница Российской Федерации), а также на некоторых отрезках магистральных дорог первой категории, в том числе на дороге в Национальный аэропорт Минск-2, покрывая в общей сложности 815 километров. Вторым этапом будет охвачено 478 километров дорог, объединяющих Минск с областными центрами: Могилевом (М4) и Гомелем (М5). Инвестиционным проектом предусматривается также реализация третьего и четвертого этапов, которые должны последовать после принятия Правительством Беларуси соответствующего решения.

Для проезда по платным дорогам автовладельцы и водители всевозможных фирм вынуждены обзаводиться специальными бортовыми устройствами в пунктах обслуживания клиентов, которые находятся вдоль трасс, на заправочных станциях и вблизи пограничных пунктов пропуска.

Именно неграмотное пользование бортовым прибором, на котором устанавливается не соответствующее фактическому количество осей автомобиля, — самое распространенное нарушение. На нем «погорел» и водитель из Польши. Он долго бранил наши контролирующие органы, «не щадящие несчастных работяг, таких, как он, — отца четырех детей». Поляк по дороге в Россию задекларировал две оси, а на обратном пути через Беларусь установил уже правильную формулу колес. Расплачиваться пришлось за прежнюю ошибку. Закон не обойдешь. За собственную оплошность мужчине пришлось выложить 360 евро. Оказывается, торопясь на восток, он просто не дочитал инструкцию до конца, а вникнув в нее, на обратном пути установил количество осей правильно. Вышедший с ним на связь руководитель фирмы посоветовал проверять показания на приборе перед каждой аркой.

Пока оформляли штраф, мимо проскочили еще три нарушителя. Не беда, считает Евгений Хуцкий. За пределы Беларуси их не выпустят, пока сполна не рассчитаются за проезд. Уполномоченные для контроля сотрудники Транспортной инспекции вправе применить блокировку колес, задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства на охраняемую стоянку.

— До этого дело практически не доходит, но за подмогой к сотрудникам милиции нашим специалистам иногда приходится обращаться, — признается Виктор Гончаров. — Между тем проезд на законных основаниях не такой уж накладный, чтобы учинять из-за него скандалы.

Участники рейда совершенно не обращают внимания на легковушки с российскими номерами.

— А зачем отвлекаться, — говорит Евгений Хуцкий. — Транспортные средства, зарегистрированные в странах Таможенного союза, от оплаты освобождены, если их масса не превышает 3,5 тонны. А вот владельцы тяжеловесных внедорожников, минивэнов, домов на колесах обязаны оплачивать проезд по платным дорогам Беларуси в соответствии с тарифами. Их легко отличает станция контроля оплаты, когда автомобиль проезжает под специальной металлической аркой, а они на автотрассах теперь встречаются довольно часто. Электронная система делает два снимка — спереди и сбоку. На их основании система определяет регистрационный номерной знак, габариты, количество осей и наличие бортового устройства. После обработки поступившей информации электроника «решает», должен ли платить за проезд водитель данного автомобиля. Если да, то сведения поступают в центр ручной проверки. У операторов на этот счет есть инструкции по определению общей массы транспортных средств на основании данных заводов-изготовителей.

Не могу удержаться от вопроса о так называемых «письмах счастья», приходящих на дом или в организацию, где трудится нарушитель правил пользования платными дорогами.

— Умеет наш народ окрестить образно и метко, — улыбается Евгений Владимирович. — Речь идет об уведомлениях о нарушениях, отсылаемых нашим соотечественникам. Такое «письмо счастья» обязательно получит водитель только что промчавшего мимо лесовоза, в бортовом устройстве которого установлена неправильная формула колес.

Из-за отсутствия сотовой связи на некоторых участках автотрассы сотрудникам транспортной инспекции приходилось перезагружать компьютер, однако нарушителей это не спасает. Многоуровневая система контроля позволяет выявлять их и передавать информацию в режиме реального времени  системным администраторам компании-оператора BelToll. В памяти компьютерных датчиков сведения о нарушителях сохраняются в течение трех лет.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter