Осенний спринт

Предстоящие выборы в Парламент напоминают спринт - уж больно все скоротечно и мгновенно.
Предстоящие выборы в Парламент напоминают спринт - уж больно все скоротечно и мгновенно. Как забег Юлии Нестеренко в памятных Афинах. И, как всякое быстрое действо, избирательная кампания требует от общества адекватной реакции. В том числе хотя бы некоторого понимания того, что же голосующему гражданину хотелось бы увидеть от своих представителей. Особенно в координатах уже накопленного опыта.

На первое место мне лично хотелось поставить все же не только профессионализм - без него нельзя! - кандидата в депутаты, но и степень его личной, социальной, мировоззренческой свободы. Здесь не место для характеристики этой непростой философской категории. Речь о сугубо политических вещах. Дело в том, что опыт провала КПСС в 1991 году показывает: депутаты Верховного Совета той поры, сплошь избранные от правящей партии и, наверное, искренне полагавшие, что разделяют ее платформу, благополучно ее же и похоронили. Другими словами, в том конкретном случае степень свободы была столь низка, что не позволила принять решение, требующее дополнительных усилий. Иногда думаешь: ну как же тот или иной секретарь того или иного партийного комитета гробил свою же партию? И понимаешь: есть вещи, которые возможно осознать только тогда, когда ты не скован догматическими условностями.

Очень не хотелось бы, чтобы депутаты будущего Национального собрания, в целом, как показывают первые выступления, демонстрирующие государственный подход ко многим принципиальным вещам, повторили путь того, приснопамятного Верховного Совета. А вот чтобы этого не случилось, должно присутствовать понимание принципиальных вещей. Скажем, связанных с осознанием приоритета общегосударственных задач над узкопартийными. Или понимание реального, а не мифического, вызванного собственным представлением о картине мира, положения вещей.

Сама по себе свобода - абстракция, нечто нематериальное и на первый взгляд малосущественное. Однако, как только она, свобода, проявляется в конкретных решениях конкретных людей, ее грозная сила становится неодолимой. Так, например, надо было обладать внутренней свободой для того, чтобы принять решение о сопротивлении Германии, как это сделал в конце 30-х годов Черчилль, что подняло его в итоге на политический Олимп. Надо было обладать внутренней свободой Рузвельта той же поры, вопреки воле того же Черчилля, подружившегося со Сталиным и максимально поддерживавшего его в борьбе с социал-национализмом. Надо было обладать внутренней свободой сотен, тысяч советских людей, выбиравших оптимизм социального существования и сломавших хребет Гитлеру вне зависимости от эксцессов 30-х годов.

То есть потенциальный депутат должен быть готов не только к отстаиванию интересов своего округа, региона, партии, но и к принятию нестандартных, может быть, неожиданных, но всегда крупных и обязательно государственных решений.

Поэтому должна быть сформирована некая иерархия ценностей, связанная с деятельностью государства, партий, конкретных людей. Что важнее: абсолютная информационная свобода (хотя я плохо представляю себе, что это такое) или информационное право? Что должно стоять на первом месте: интерес субъекта или партии, выражающей волю тысяч граждан? Хорошо бы определиться: Конституция - это нечто окаменевшее, нечто вроде иконы, или же это живой политический инструмент, который может и должен совершенствоваться в зависимости от обстоятельств? То есть кто прав: не желающий ничего слышать ортодокс, не позволяющий притронуться к той или иной статье этого безусловно важнейшего документа, или небезызвестный генерал де Голль, который полагал, что Конституция должна меняться ровно столько раз, сколько он как ответственный лидер страны, партия, общество найдут это необходимым для процветания страны.

Ныне в местной прессе публикуются отчеты депутатов, чьи сроки полномочий подошли к концу. Читаешь и думаешь: конечно, важно, сколько детских песочниц поставлено и в каких дворах. Но в тех же отчетах почти не заметны концептуальные вещи, связанные с работой на перспективу. Понятно, что социальные приоритеты являются важнейшими. Однако столь же необходимо, чтобы место общих слов о важности здравоохранения и народного образования заняли конкретные выкладки относительно того, за счет чего будут решаться те или иные задачи, как будут выстраиваться приоритеты именно в этом году и именно в данном регионе.

Вспомним политическую практику: депутат (сенатор, член законодательного собрания и т.д.) решает свои задачи не только тогда, когда идет за избирателем, но и тогда, когда опережает его. Эта диалектика достаточно сложна, но она должна присутствовать, иначе мы и через очередные четыре-пять лет будем читать в отчетах, что "с моим участием прошло столько-то сессий" и что "я побывала в таких-то командировках".

Осень скоротечна, и старт предвыборной кампании уже дан. Но дело не в движении как таковом, а в багаже, который несет с собой кандидат в депутаты...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter