Осенний марафон

В первом поединке раунда плей–офф Лиги чемпионов БАТЭ не сумел обыграть австрийский “Штурм”. Насколько велики после этого шансы борисовчан пробиться в групповой этап?...


В первом поединке раунда плей–офф Лиги чемпионов БАТЭ не сумел обыграть австрийский «Штурм». Насколько велики после этого шансы борисовчан пробиться в групповой этап? Какая атмосфера царила на стадионе? Чему учат всех нас матчи столь серьезного уровня? Об этом беседуют обозреватель «СБ» Сергей Канашиц и автор и ведущий программы «Время футбола» на телеканале «Лад» Николай Ходасевич.


Сергей Канашиц: Ну, что скажешь, вечер большого футбола удался? На мой взгляд, два ключевых эпизода предопределили исход поединка, и мне, признаться, жаль, что оба они оказались не в пользу БАТЭ. Первый — ошибка Александра Юревича, которая привела к голу в наши ворота. Обрезка получилась «классическая», как и взятие ворот БАТЭ. Второй — эпизод на последних секундах поединка. Борисовчане штурмуют ворота гостей, Павел Нехайчик делает прострел, который замыкает Михаил Гордейчук. Как он исхитрился не попасть в ворота? Со стороны казалось, что это «верняк», рви сетку, говорят, в таких случаях, но мяч ушел мимо. В этом ряду можно вспомнить еще и момент в первом тайме, когда с убойной позиции бил по воротам Егор Филиппенко, но сделал это очень неточно. Хотя лично у меня этот эпизод особой бури эмоций не вызвал, умей Егор использовать такие моменты, из московского «Спартака» его никогда и никуда не отпустили бы. Впрочем, это уже совсем другая история. А у тебя не осталось от этого матча некоей недосказанности?


Николай Ходасевич: Затаили дыхание перед ответной встречей в Австрии все без исключения. Хотя бы потому, что дуэль состоит из двух поединков. Первая серия фильма под названием «Раунд плей–офф Лиги чемпионов» ввела в курс дела и болельщиков, и специалистов, и команды из Борисова и Граца. Раньше–то мы просто предполагали сюжет противостояния, а теперь располагаем конкретными фактами. «Штурм» — хорошая среднеевропейская команда. Организованная и сбалансированная во всех линиях. В выездном матче она показала, что действительно может жалить соперника острыми, отработанными до автоматизма контратаками. Причем этот навык не основной козырь австрийцев — они также умеют держать мяч, не паникуют и с удовольствием при случае готовы сыграть первым номером. Вероятно, через неделю БАТЭ столкнется с несколько иным поведением оппонента. Хотя у «Штурма» и есть все предпосылки сыграть строго от обороны и постараться не пропустить гол на своем поле, думаю, подопечные Франко Фоды все–таки будут действовать с позиции силы. Запас уверенности и мастерства для того у них имеется. А еще мы убедились, что на такой стадии Лиги чемпионов нет четкого разделения на фаворитов и аутсайдеров, несмотря на рейтинги и статусы клубов. Когда на кону стоит не только путевка в основную сетку главного евротурнира, но и семь миллионов евро вознаграждения, на первый план в равной степени с потенциальной силой команды выходит и психологическое состояние игроков. Мне кажется, из–за объективной важности момента БАТЭ и сыграл так блекло до перерыва.


С.К.: Имеешь в виду, что игроки перегорели? Первый тайм действительно борисовчанам не удался. И наверняка сказалось отсутствие Ренана Брессана и Игоря Шитова. Это в первую очередь. Во вторую — Дмитрия Лихтаровича и Александра Павлова. Это все стилеобразующие футболисты БАТЭ, без которых, несмотря на всю длину состава, качество игры падает. Замены лидерам нашлись, но излюбленное место Юревича — левый фланг, а он вынужден был заменять Шитова справа и ошибся. К тому же Шитов — это еще и постоянные вылазки вперед. Юревич их тоже совершал, но кпд, на мой взгляд, был ниже, чем у Игоря. А Максим Бордачев пока, увы, не вышел на тот уровень, на котором действовал в прошлом сезоне. Вот тебе и прорехи в обороне. То же самое можно сказать и о центральной оси. Дмитрий Бага — многостаночник, дирижерство не его прямой профиль, в том числе и в силу еще слишком юного возраста, а потому нити игры в его ногах пока путаются. Эдгар Олехнович, мне кажется, игрок больше оборонительного плана. Плюс не попал в игру молодой Олег Патоцкий, испытывает спад Павел Нехайчик, хотя и при этом был на поле одним из лучших. Вот тебе и объективная картина первотаймовых мучений. Выбор состава — прерогатива тренера, и все мы умны задним числом, но было бы любопытно посмотреть на вариант с Михаилом Гордейчуком и Александром Володько в стартовом составе. И в продолжение темы «психологического состояния». Тебе не кажется, что футболисты БАТЭ немного недооценили соперника? Сложилось впечатление, что они перед матчем очень уж уверенно поигрывали мышцами. Дошло до того, что в газетах стали писать, мол, Игорь Шитов может уехать в московское «Динамо» и после первого поединка против «Штурма», но лишь в том случае, если БАТЭ победит с крупным счетом. Не из разряда ли это: эх, закидаем шапками! Может, не в столь явном проявлении, как было исторически, но подспудно в головах эта мысль, мне так думается, сидела.


Н.Х.: История с Шитовым не совсем характерный пример, потому как информацию о его отъезде в московское «Динамо», насколько мне известно, БАТЭ желал держать в тайне до конца августа. И даже, может быть, утаил бы от прессы, если бы в сделке не принимал участие российский клуб со всеми из него вытекающими новостями. Так что нюанс о крупном счете — скорее фантазия коллег. А вот общественное мнение свою роль в настроении борисовчан могло сыграть. Вспомним, что болельщики в голосовании из всех потенциальных соперников до жеребьевки желали непременно австрийского чемпиона, букмекеры перед первой встречей сделали хозяев фаворитами с большим запасом прочности, к тому же «Штурм» только стартовал в чемпионате и стартовал натужно, так что допускался расчет на неоптимальные физические и игровые кондиции соперника. Мы видим опять же клубок мелочей, который вполне мог сказаться на настрое команды Виктора Гончаренко. Между прочим, из зажатости и скованности БАТЭ вывел, по большому счету, пропущенный мяч. Не столько в первом тайме, но после перерыва однозначно. Появилась агрессия в действиях белорусов, стали возникать моменты у ворот гостей, удалось сравнять счет, а потом имелся шанс закрепить преимущество. В общем, после антракта мы видели привычный БАТЭ. Но с оговоркой, что австрийцы действовали по счету и согласно статусу приезжей команды. «Австрийцы традиционно дома выглядят сильнее, но при этом у нас есть резервы для того, чтобы усилить свою игру», — сказал наставник борисовчан после финального свистка. Можешь перечислить эти самые резервы нашего чемпиона?


С.К.: Думаю, Виктор Гончаренко имел в виду именно вариации состава и позиций игроков на поле. Плюс возможное появление Игоря Шитова и Ренана Брессана, если его амнистируют, хотя мне в это верится мало. Может сыграть и та самая психология. Теперь — на стороне БАТЭ. Они увидели своими глазами, что это за черт такой — «Штурм», и даже его пощупали. Отступать некуда, а в таком положении наш брат способен на все. И я уверен, что на карту придется выложить именно это «все», потому что «Штурм» дома упрется так, что сдвинуть его будет непросто. И в этом есть еще один момент, о котором хочется сказать. Австрийцы оказались командой приблизительно равной по классу БАТЭ, думаю, с этим спорить никто не станет. Однако в своем чемпионате они далеко не фавориты, выступая, испытывают постоянный прессинг со стороны других клубов, тем самым тренируются во время игр, растут, иными словами, круглый год воюют на настоящем фронте, а не швыряют на полигоне друг в друга учебными гранатами. А БАТЭ вынужден большую часть сезона бороться сам с собой — это тяжело и морально, и физически. Ведь, по сути, это один из немногих, едва ли не единственный по–настоящему профессиональный клуб в стране. И на трибунах он собрал зрителей больше, чем сборная Беларуси в недавнем поединке против болгар. К аккредитации на матчи, к слову, в БАТЭ тоже относятся со всей серьезностью. Испытал это на себе и хочу принести клубу извинения. Занятость в редакции не позволила попасть на трибуны, а потому свой бэйджик без зазрения совести отдал коллеге–телевизионщику К. Однако согласно правилам аккредитации, которые, признаюсь, читал бегло, делать этого не имел права, за что и поплатился: получил от клуба «строгое с предупреждением». Так что советую всем быть в этом плане внимательнее.


Н.Х.: Мне еще хочется сказать о футбольной атмосфере вторничным вечером на минском стадионе «Динамо». Лига чемпионов успешна не только потому, что в турнире участвуют все сильнейшие клубы континента и дарят зрителю футбол высокого качества, но и потому, что организация проведения любого поединка выдержана на серьезнейшем уровне. Раунд плей–офф — генеральная репетиция группового этапа. Оформление арены, гимн Лиги чемпионов, аптекарская точность начала встречи, памятка телевизионщикам, как показывать матч с мельчайшими по секундам подробностями выстраивания видеоряда, никаких отказов в интервью в перерыве встречи или после ее окончания и так далее. Мы всегда задаемся вопросами, как сделать из отечественного футбола съедобный продукт, интересный зрителю. Так вот, стоит просто посмотреть воочию и применить на практике прописанные истины. Товар должен быть упакован и подан публике соответствующим образом. Иначе он никому не нужен. Неудивительно, что поболеть за БАТЭ людей пришло в три раза больше, нежели за сборную Беларуси в товарищеском поединке против команды Болгарии. И, уверен, большая аудитория собралась у телеэкранов. Участие дружины Виктора Гончаренко четвертый год кряду в групповом турнире хоть Лиги Европы, хоть Лиги чемпионов — это не только опыт для тренерского штаба и игроков. Это большой опыт для всех нас: болельщиков, работников стадиона, менеджеров, маркетологов, журналистов, для всех, кто причастен к матчу. Нет более эффективных способов популяризации футбола, нежели матчи в одной компании с грандами Старого Света. Я с трепетом вспоминаю те ажиотаж и эйфорию в стране, когда БАТЭ выходил на поле против «Реала», «Ювентуса» и «Зенита». В предстоящую среду в Граце у парней Виктора Гончаренко будет 90 минут или чуть больше, чтобы гимн Лиги чемпионов звучал для наших болельщиков не только в телевизоре.   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter