Осенний марафон

Кинофестиваль «Лiстапад» перешагнул экватор

Кинофестиваль «Лiстапад» перешагнул экватор


Кажется, в этом году зритель «Лiстапада» настроен легкомысленно и жаждет комедий. На каждый более–менее увлекательный фильм с комичной фабулой минский зритель отзывается с нескрываемой охотой и интересом.


«Заповедник». Режиссер — Лукаш Палковский, Польша, 2007


Непритязательная польская комедия «Заповедник» Лукаша Палковского, показанная в конкурсной программе, несмотря на свой предсказуемый сюжет и довольно неубедительную игру актеров, была встречена достаточно тепло. Видимо, зрителей прежде всего подкупила узнаваемость антуража и харизматичная личность главного героя — фотографа Мартина, пытающегося наладить свой быт и личную жизнь в одном из заброшенных районов Варшавы. Впрочем, напомним, верхнюю строчку фестивального рейтинга по–прежнему занимает «народная» белорусская комедия «На спине у черного кота».


Вне конкурса


Помимо фестивального, внеконкурсный показ вчера порадовал широкой и внушительной программой Дня российского кино. Были показаны громкие премьеры: фильм «Живи и помни» Александра Прошкина, открывавший кинофестиваль в первый день, драма «Бумажный солдат» Алексея Германа–младшего и психологический триллер Кирилла Серебренникова «Юрьев день». Объединило эти три фильма, пожалуй, главное — напряженный духовный поиск главных героев. И если в отношении других картин этот термин звучал бы как штамп, то здесь кажется точным и исчерпывающим. Любопытно и то, как по–разному все три художника решили поставленные задачи. Александр Прошкин предложил довольно традиционное прочтение прозы Валентина Распутина, Алексей Герман–младший воссоздал на экране аморфный и безжизненный слепок эпохи 1960–х, Кирилл Серебренников не побоялся шагнуть в мистический мир российской глубинки.


«Юрьев день», режиссер — К.Серебренников, Россия, 2007


Пожалуй, именно «Юрьев день» с блестящим сценарием Юрия Арабова и потрясающей игрой Ксении Раппопорт следует считать самым глубоким, честным и талантливым высказыванием в российском кино за последний год. Высказыванием о чем–то глубоко личном, но в то же время волнующем всех: как почувствовать себя по–настоящему живым, как не испугаться собственного выбора?


Найти героя


Пожалуй, это и есть главная проблема для всех кинематографистов: где найти своего героя? Кто станет достойным проводников твоих мыслей? Так, частый гость фестиваля известный российский режиссер Наталья Бондарчук неоднократно обращалась к биографиям известных поэтов — Александра Пушкина и Федора Тютчева. На творческой встрече со зрителями в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка она пообещала привезти на следующий фестиваль свой новый фильм «Любовь и правда Федора Тютчева». А следующим героем ее фильма станет и Николай Васильевич Гоголь.


Французский гость «Лiстапада» — режиссер, писатель, художник и фотограф Ален Флешер, в седьмой раз посетивший Беларусь, находит своего героя в документальном кино. Мастер–класс режиссера на тему «Разнообразие жанров документального кино» пройдет, кстати, именно сегодня. Состоится показ студенческих работ белорусских студентов и выпускников Национальной студии современных искусств Ле Френуа. Также у минчан была редкая возможность пообщаться с сербской актрисой Татьяной Пуин («BELLE EPOQUE, или Последний вальс в Сараево») и режиссером фильма «Москва, Бельгия» Кристофом ван Рампайем (Бельгия).


Не забывают на нынешнем «Лiстападзе» и о тех, кто сделал славу белорусскому кино. В кинотеатре «Салют» отметили 25–летие фильма «Этот негодяй Сидоров» режиссера Валентина Горлова. А в Доме кино состоялся вечер памяти кинооператора Юрия Марухина.


Сегодня фестиваль продолжится. Мы увидим религиозную драму из Армении «Жрица», норвежскую драму абсурда «О’Хортен» Бента Хаммера и фильм Карлоса Рейгадаса «Безмолвный свет», обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. До встречи в кинозале.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter