Осеннее чумное осложнение

Аббревиатуру АЧС еще сравнительно недавно могли расшифровать лишь  ученые и ветеринары. Сегодня это легко сделает любой человек. И понятно почему. В Европе африканская чума свиней принимает характер эпидемии. Естественно, нам приходится строить защитные редуты. На днях Минсельхозпрод ввел запрет на ввоз свиноводческой продукции из Житомирской и Львовской областей Украины. Ограничены поставки из Нижегородской, Тамбовской, Новгородской и Ростовской областей России, Люблинского воеводства Польши, латвийского Аглонского края.

Как и предсказывали специалисты, осенью вирус активизировался. Но такой вспышки не ожидали. Вести о новых пораженных территориях напоминают фронтовые сводки. Экстремальное положение объявлено в Шальчининкском районе соседней Литвы. Целиком рискует попасть под карантин Польша. Местные фермеры из-за АЧС массово отказываются от свиноводства. Экстренная подготовка к чрезвычайной ситуации идет в Германии, одном из мировых лидеров производства свинины.

Со скоростью более 300 километров в год распространяется вирус по России. Он захватил уже главный  животноводческий регион — Белгородскую область, где производится пятая часть продукции. Под нож здесь пошло 17 тысяч хрюшек. Даже руководители Россельхознадзора признают, что вся европейская часть страны либо уже заражена, либо находится под угрозой.

Сокращается поголовье свиней и в Украине. Сейчас их немногим больше шести миллионов. Если тенденция распространения АЧС сохранится, через два года наши южные соседи могут потерять до 40 процентов поголовья. Еще несколько лет — и от свиноводства останется только память об утраченных украинских традициях.

Да, чума становится проблемой экономики, а не только животных. Опасный вирус грозит катастрофой всего европейского свиноводства. На континенте зарегистрировано уже более двух тысяч  очагов инфекции. Над вакциной работают сотни ученых, но результата  пока не видать.

Несомненно, добрую жирную свинью подложила АЧС всему Евросоюзу. В связи со вспышками заболеваний его статус коренным образом изменился. Ведь согласно принципам и целям, эта организация единая как экономически, так и территориально. Значит, и общее эпидемиологическое пространство. Но пока каждый воюет за себя.

Скажем, Польша  планирует возвести забор на границе с Украиной и Беларусью для предотвращения миграции диких кабанов. Его протяженность  729 километров. В проект нужно вложить более 30 миллионов долларов. Только вряд ли заграждение остановит заразу. Как показывает печальный опыт Чехии и Румынии, не помогает и отстрел диких кабанов.

Ученые уверены: в первую очередь нужны ранняя диагностика и комплексная профилактика. Но даже усиленные меры предосторожности не смогут спасти поголовье, если о нем вовремя не позаботятся хозяева.

А что же у нас? Несколько лет назад смертоносная заморская «свинка» прогулялась по белорусским подворьям и  выкосила более полумиллиона свиней. Теперь поголовье практически восстановлено. Но продолжает действовать запрет на содержание животных в домашних хозяйствах в пятикилометровой зоне от свинокомплексов. В стране их более ста,  на всех к безопасности — особые требования. Теперь это закрытые объекты с обязательной дезинфекцией для транспорта и сотрудников. На территории – никаких продуктов питания. Ухо держим востро, чума окружила со всех сторон.

Вывод один — договориться о совместных скоординированных действиях ветслужб всех европейских стран против коварного заболевания. Это как раз тот случай, когда поодиночке ничего не решить. Впрочем, еще три года назад представители аграрных ведомств Таможенного союза обратились к Международному эпизоотическому бюро с предложением о консолидации усилий.  Евросоюз тогда не уделил призыву должного внимания, и теперь пожинает горькие «чумные» плоды.

shevko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter