Осень — время кино

Четверть века. Это много или мало для кинофестиваля? Берлинале, например, шестьдесят семь. Каннскому — еще больше, семьдесят два. Московский и Венецианский вообще старички, им за восемьдесят. Значит, наш «Лістапад» еще совсем молод. Но, с другой стороны, двадцать пять — это тоже приличный этап жизни, наполненный радостью и разочарованием.


Сегодня за каждый шаг, влево или вправо, отвечает Анжелика Крашевская. И так уже девять лет. Эта команда пришла на смену эпохе Валентины Степановой. Она так долго заправляла фестивалем, что многим казалось, что она и была его первым директором. Но это совсем не так. Сергей Артимович — вот имя основателя «Лістапада». Тогда этот широко известный в узких кругах кинематографист и не подозревал, что начинает писать серьезную киноисторию Беларуси. Он всего лишь хотел показывать в Минске фильмы с постсоветского пространства. Ничего не просил у министерства культуры, сам нашел спонсора и двадцать тысяч долларов. С такой суммы и начинался наш фестиваль. 

Через три года за дело взялась совсем другая команда. Государство пустило под свое крыло «Лістапад», стало вкладывать немалые деньги, соответственно, и требовать больше. Будет нечестно сказать, что наша киноосень тогда же сразу заиграла новыми красками. Понадобилось еще несколько лет, чтобы зрители стали снимать пальто, не боясь замерзнуть в «Октябре», а звезды, пусть вначале только российские, соглашались ехать в Минск. За более чем десятилетний период правления Валентине Степановой можно поставить в заслугу расширение киногеографии и возросший авторитет фестиваля в глазах международной общественности. Именно при ней актеры и режиссеры стали приезжать к нам целыми вагонами. А Лидия Федосеева-Шукшина вообще редкий ноябрь не заглядывала в Минск.

Но все это далекая история. Сейчас «Лістапад» совсем иной. Собственно, это и подразумевалось, когда менялась дирекция. Сегодня Анжелика Крашевская вспоминает, что перед ней сразу поставили задачу попасть в международную киносемью. Это если простыми словами. На деле же ни много ни мало — стать членами Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FEATF). Ничуть не умаляя достоинств самой Анжелики, надо признать, что во многом это удалось сделать благодаря усердной работе Ирины Демьяновой (к слову, единственной оставшейся от прошлого состава) и Игоря Сукманова. Сперва это была временная аккредитация, а спустя два года и постоянная. Но надо знать правила FEATF. Они очень жесткие. Главное — иметь уникальный контент. Над ним девятый год и работает команда Крашевской. 

Сегодня уже ни для кого не секрет, что значительная часть программы строится по вкусу Игоря Сукманова и держится именно на его международном авторитете. Игорь уже много лет не пропускает ни одного Каннского фестиваля. Там все последние тренды, лучшие авторы. Сукманов — свой человек и на других больших фестивалях. Абсолютно точно: не будь у нас такого программного директора, мы бы давно оказались вне Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. Выпасть из ее членства легче простого: один неосторожный шаг, и тебя там уже нет. А желающих туда попасть множество…

Но «Лістапад» пока держится. Более того — развивается. Несколько лет назад в его программе появился национальный конкурс. Вопросов там пока больше, чем ответов. Но для развития белорусского кино это, несомненно, нужный шаг. Спору нет: нужна и индустриальная платформа, появившаяся у нас в 2015-м. Это международный опыт: ни один солидный кинофестиваль не проходит без питчингов и мастер-классов для молодых сценаристов, актеров и режиссеров. 

Конечно, минскому кинофестивалю еще есть куда расти. И будем надеяться, это обязательно случится. А пока радуемся тому, что имеем. В этом году снова шикарная программа, где сразу несколько мировых премьер. Поэтому бегом за билетами. Ибо, как показывает жизнь, не успел увидеть некоторые киноновинки на «Лістападзе» — жди несколько месяцев, пока они появятся в интернете или на экранах телевизоров. Что настоящего киномана никак не может удовлетворить. 

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter