На Венецианском кинофестивале публика и критики подводят предварительные итоги

Осень патриархов

Сказать, что Венецианский фестиваль «бьет ключом» или «кипит страстями», будет неправильным. Эмоции у фотографов и праздно гуляющих по муви–виллэдж зрителей распаляются только тогда, когда по отдельному каналу на специальных катерах к гостинице «Эксельсиор» прибывают именитые гости.

Рэд Рэдфорд и Джейн Фонда.

Вот заметно накачанный в безукоризненной спортивной форме Мэтт Дэймон, чуть позже в легком изящном платьице Джулианна Мур, которая на вечернем приеме будет уже в открытом, длиннополом наряде, не позволяющем ей свободно подходить к жаждущим поклонникам и фотографироваться с ними. Зато это щедро делает Джордж Клуни, подходя буквально к каждому зеваке, одаривая всех своей «брендовой» белоснежной улыбкой. Джейн Фонда, закрывшись в плотный белоснежный костюм, украшенный золотыми пуговицами и дополненный безупречно подобранными аксессуарами, живо реагировала на любую реплику. Но когда дело доходило до автографов, то здесь было все регламентировано — ровно столько, сколько ей хотелось раздать, а не столько, сколько хотелось публике, несмотря на умоляющие просьбы: «Джейн, Джейн, плиз...» Заметно подуставший Рэд Рэдфорд был равнодушен к знакам внимания, а оттого и более спокоен.

Надо сказать, что главными ньюсмейкерами в первые дни фестиваля были именно Рэдфорд и Фонда. Фильм с участием звездной пары «Наши души ночью» не блещет художественными изысками, но вызывает неравнодушное отношение к самой теме, которую можно было бы сформулировать словами из известной песни: «Вот и встретились два одиночества». Пожилая одинокая дама (Джейн Фонда) предложила своему такому же состарившемуся одинокому соседу (Рэд Рэдфорд) проводить вместе вечера и ночи, чтобы просто говорить друг с другом. Фильм о том, что никогда не надо сдаваться, не упускать шанс возвращения к жизни и дать этот шанс другим. Собственно, это то, чему следует актриса и в своей жизни. Кстати, 74–я Мостра удостоила обоих актеров особо важным призом — «Золотым львом» за заслуги в области кино.

Дональд Сазерленд и Хелен Миррен.

На венецианском экране этого года достаточно много фильмов–размышлений о том периоде жизни человека, который называется осенним, преклонным, где есть место и одиночеству, и растерянности, и болезни, и физической немощи. В исторической драме «Виктория и Абдул» известного английского режиссера Стивена Фрирза, который также был удостоен почетного приза 74–й Мостры за «пожизненные» достижения, этот сюжет раскрывается на примере королевской семьи. Состарившаяся королева Виктория (Джуди Денч) засыпает во время обедов с подданными, скучает во время приемов. К ней возвращаются энергия, ощущение подлинного, когда она встречает молодого индуса Абдула, присланного из своей страны вручить королеве золотую монету, выпущенную в ее честь. Абдул стал для нее собеседником, учителем хинди, просветителем, другом. Он как будто вдохнул в нее другую жизнь, полную естественных чувств и эмоций, открытия незнакомого мира. Фильм предваряется небольшой преамбулой, что рассказанные события являются исторической правдой. После смерти королевы Виктории Абдула изгнали из Англии, их письма сожгли, но напротив Тадж–Махала стоит памятник английской королеве.

В нынешней венецианской программе много фильмов, в названиях которых есть имена собственные: «Виктория и Абдул», «Нико», «Кармен», «Марвин», «Майкл Джексон. Триллер 3D». Картина «Роскошный отдых (Элла и Джон)» тоже о времени после: после молодости; после совместно прожитой жизни; после того как дети повзрослели и дом опустел; после того когда все были живы, здоровы и счастливы. Далеко немолодая пара решила, вопреки воле детей, отправиться в путешествие. В течение этого роуд–муви с героями происходят разные приключения. В легкой на первый взгляд романтической мелодраме есть переход к чистой трагедии. У Джона (Дональд Сазерленд) активно прогрессирует деменция, и Элла (Хелен Миррен) вынуждена его опекать до тех пор, пока сама не сдаст. И хотя фильм заканчивается трагически, но это тот случай, когда сквозь трагедию просматривается светлая печаль, поскольку этот фильм не о безысходности и смерти, а о любви, преданности, достоинстве.

Джуди Денч и Али Фазал.

Пути фестивальной жизни неисповедимы. Последнюю точку в этом марафоне ставит жюри. Но уже сейчас очевидны приоритеты критиков и зрителей. Надо отдать должное венецианской публике: ее предпочтения совпадают с выбором профессиональной аудитории. В лидеры, по предварительным итогам, вышли «Форма воды» (реж. Гильермо дель Торо), «Субурбикон» (реж. Д.Клуни), «Фокстрот» (реж. С.Маоз), «Роскошное время (Элла и Джон)» (реж. П.Вирзи).

Но, как говорят старожилы, — это еще ничего не значит. У жюри всегда есть свое мнение. Дождемся их субботнего вердикта: 9 сентября на Мостре будут объявлены победители.

lpsm3163@mail.ru

Фото РЕЙТЕР.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter