Чемпионат мира — 2022 в Катаре: самый дорогой, скандальный и невероятный

Осень — мячей просим

Во вторник поздно вечером определился последний участник стартующего в ноябре мирового футбольного первенства. На стадионе «Ахмад бин Али» в катарском городе Эр-Райян (осенью тут проведут свои поединки представители групп В, F и Е) состоялся матч межконтинентального отбора между сборными Коста-Рики и Новой Зеландии. В упорной борьбе сильнее оказались представители Центральной Америки — 1:0. 

Автором победного гола костариканцев стал Жоэль Кэмпбелл.

Ждать начала грандиозного и яркого фестиваля осталось совсем недолго — то, что казалось всем фантастикой, скоро обретет реальные и осязаемые черты: грандиозная стройка за десять лет превратила катарскую пустыню в футбольный оазис сродни садам Семирамиды, с полным основанием замахнувшись на титул восьмого чуда света. 

Ни один чемпионат из всех прежних (а нынешний будет 22-м) не был еще до своего начала овеян таким количеством слухов, домыслов, разговоров, скандалов, интриг и расследований. В декабре 2010-го ФИФА объявила о том, что впервые в истории первенство предстоит провести стране с абсолютной монархией и полным мусульманским большинством, где на тот момент и близко не было культуры футбола, инфраструктуры и традиций боления, зато в полной мере присутствовали всеобъемлющий песок, уничтожающе жаркое солнце и температура в июле, зашкаливающая за отметку 50 градусов по Цельсию. Игра принадлежит всем, заявили боссы мирового футбола, и тем самым открыли ящик Пандоры. 

Первые стоны и громкие возгласы недовольства со стороны снобистского высшего футбольного общества стали слышны, когда оказалось, что весь сверстанный десятилетиями европейский клубный календарь — не Китайская стена, и он легко может подвинуться. Летом, как мы уже заметили, играть в Катаре решительно невозможно, а потому финальный турнир ЧМ-2022 перенесли на конец ноября. Это означало, что все еврокубки и национальные первенства на этот период должны стать на паузу. Испанская профессиональная футбольная лига даже рискнула подать иск на ФИФА в Международный спортивный арбитраж, утверждая, что вся эта катавасия обойдется ей в огромные финансовые потери, которые составят около 70 миллионов евро. Шептались по закоулкам, называя схожие суммы убытков, и другие воротилы большого футбола — Италия, Англия, Франция, Германия, но дальше слов дело не пошло: Цюрих в демократию играть не захотел и все решил железной рукой. Откровенно говоря, жарковато в Катаре и на стыке осени с зимой, но на новеньких стадионах сплошь установлены мощные кондиционеры, так что температуру на аренах организаторы гарантировали комфортную. А вместе с ней пообещали разливать в фан-зонах совершенно чуждый мусульманскому миру алкоголь и попытаться толерантно (на сколько это возможно, конечно) относиться во время первенства к представителям сексуальных меньшинств. 


Тогда травить стали с других сторон: за дело взялась пресса и пресловутые правозащитники. Преимущественно в английских изданиях начали регулярно появляться журналистские расследования, в которых утверждалось, что катарские шейхи попросту купили у ФИФА право на чемпионат мира. Даже суммы назывались — около 800 миллионов долларов, завуалированные под телевизионные и прочие соглашения. Правозащитники со своей стороны активно набросились на тему смерти строителей-мигрантов. За десять лет в Катаре, помимо стадионов, были построены десятки крупных объектов, включая новый аэропорт, скоростные автомагистрали, морской порт, метро, гостиницы, а также возведен с нуля целый город Лусаил, в котором пройдет финал чемпионата. Условия труда, понятно, оказались непростыми, случались смерти. Из этого возник кейс тотального бойкота — ведущим странам-участницам навязывалась мысль отказаться от поездки в Катар. Но когда добросердечные зазывалы подсчитали, какими финансовыми убытками подобный демарш может грозить тем, кто его поддержит, быстренько забились под веник, где до сих пор тихонечко молчат. 

А Катар цветет и пахнет. По оценкам специалистов, расходы на организацию первенства обойдутся государству в астрономическую сумму — около 300 миллиардов долларов (Россия на ЧМ-2018 потратила 15). Но эти деньги, как вы поняли, в песок не ушли. 

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter