В масштабном спектакле под названием «Осень» начинается второй акт — со сменой декораций и действующих лиц. И открывает следующую неделю в народном календаре 17 октября Ерофеев день. По всем правилам должен он быть холодноватым, но без дождей. Одновременно празднуют именины Владимиры. Что касается погоды, говорили так: «Уладзiмер кажух на спiну цягне за каўнер». Так что вывод делайте сами.
Ну а когда на улице холод, хорошо согреться горячим травяным отваром, в который можно добавить еще сушеные яблоки, груши, сливы, чернику и малину. В западных регионах такой чай называли «гарбатай», в восточных — «узварам» и «канпотам». Могу дать рецепт очень простого в приготовлении, но замечательно вкусного яблочного напитка, которым моя прабабушка Стефания угощала самих Чапских. Итак, яблоки нарезать, залить кипятком, но не варить, добавить по вкусу мед или сахар, корицу. Дать постоять три минуты — и готово!
Время после Покрова — свадебное. И одна из главных составляющих традиционного сценария свадьбы — помолвка («заручыны», «замовiны»). В некоторых местах этот этап колоритно называли «вялiкiмi запоiнамi», а то и вовсе — «вялiкай гарэлкай». Относиться к тому можно по–разному, но, как говорится, из песни слов не выбросишь. «Назвы» эти исконные, не мы их придумали — не нам их и отменять. Просто нужно отличать банальное и пагубное пьянство от обрядового сопровождения важных жизненных моментов традиционной «чаркай». Кстати, в таких ситуациях иногда «чарку» пить до конца и не полагалось — только лишь пригубить. Народные традиции — дело тонкое, и «ганьбiць» их бывает иногда просто опасно. Вообще обычай определяют как исторически установившийся и общепринятый в определенном обществе или социально–этнической группе способ поведения, возникший как норма поведения в глубокой древности. В основе обычаев лежали различные табу и ограничения, которые усваивались человеком с раннего детства и возобновлялись в последующих поколениях без каких бы то ни было обсуждений и обоснований. Выработанный и отшлифованный многовековым опытом обычай регулировал поведение человека, определял его место в социуме и характер взаимоотношений с обществом. Именно обычай, «звычай», способствовал этнической консолидации. На основе «звычая» формировалось и наше «звычаёвае права».
Ну а традиционные народные «заручыны» проходили в присутствии многочисленной родни с обеих сторон и включали несколько основных действий. Жениха и невесту ставили «пад хлеб» или «пад мiску», куда сват наливал немного водки, — это называлось «ажанiць гарэлку». Жених и невеста подавали друг другу руки, и руки связывали рушником. Затем парень с девушкой обменивались специальными обрядовыми подарками и кольцами. Особый «пачастунак» жених привозил для подружек невесты — как своеобразный выкуп из девичьей «грамады». Родители жениха и невесты также подавали друг другу руки и обменивались подарками. После чего начиналась богатая, с размахом, совместная трапеза, закреплявшая заключенный договор. Невесте расплетали косу, которую она не заплетала уже до самого кануна свадьбы. Мать невесты или ее крестная (бывало, что и сама невеста) в знак согласия повязывала всех сватов жениха рушниками или платками, иногда — кусками полотна или намиткой. Завершались «заручыны» специальными песнями. С этого момента «вяселле» объявлялось официально, жениха и невесту начинали называть «малады i маладая», «князь i княгiня», «заручоны i заручоная». После «заручын» отказ воспринимался «вялiкай ганьбай» для жениха, не делал он «гонару» и невесте, а потому случался крайне редко.
18 октября — «Денис». Кажется, небо опускается все ниже и ниже, световой день уже «добра адстае ад ночы». Короче, «Дзянiс пацягнуў дзень на нiз».
20 октября — «Сергей зимний». Именно с «Сергея» зима начинает устанавливать свои порядки вплоть до Михайлова дня (21 ноября).
22 октября — «Якуб–дровапiлец». Надо сказать, правильно и ловко наколоть дрова и сложить поленницу так, чтобы она не рассыпалась, — настоящее искусство. О погоде в этот день говорили: «Якуб крупiцу з неба пасылае», то есть возможен мелкий, колючий снежок.
Завершает неделю (23 октября) «Амвросий Оптинский». Наблюдали, каков месяц на небе — убывающий или молодой. Если рожки направлены на север — с севера быть и ветру, зима придет довольно скоро, а снег ляжет «на сухое», без слякоти. Если же месяц смотрит в южном направлении — слякоть продержится до Казанской (4 ноября), а уж потом «што Казанская пакажа, то i зiма скажа».
Вот такое «представление» заложено многовековым сценарием.
Советская Белоруссия № 198 (25080). Пятница, 14 октября 2016