Календарь и традиции: 17 - 23 сентября 2018 года

Осень, браток!

В прошлом выпуске рубрики мы говорили о том, что наступивший период осени со спокойной, почти безветренной погодой, летающей в воздухе серебристой паутинкой традиционно называется бабьим летом. Возникновение названия трактуется по–разному. Одни проводят аналогию с определенным отрезком в жизни женщины, когда примерно к 45 годам дети в семье уже подросли, большие бытовые дела и проблемы в основном улажены и после бесконечной круговерти появляется возможность немного подумать о себе — возраст–то ведь еще не старый... Другие вспоминают соответствующие времени чисто женские хозяйственные занятия. Такие «бабунiны» работы позволяли присесть и даже вести спокойную «размову». В западных регионах Минщины женщины–соседки собирались, как они говорили, «на фасольку»: совместно перебирать и сортировать бобовые культуры. Пока были заняты делом, в печке парилась та самая фасолька с растительным маслом. Работа заканчивалась, и все шли к столу «пакаштаваць» получившийся «бабскi ласунак». К нему подавалась и наливка, тоже чисто «жаночая», — не очень крепкий ароматный алкогольный напиток. В каждом доме, где–нибудь в темном углу за шкафом, обязательно хранилась большая бутыль со сладкой вишневой или малиновой настойкой. Бутыль доставали по важному случаю и наливали женщинам «чарачку».


19 сентября в православных церквах отмечается память о чуде, совершенном Архистратигом Михаилом, который ударом жезла отвел бурлящий поток от храма. В народе праздник прозвали «Цуда» и особенно почитали на Минщине и Могилевщине. Суть «цуда» заключалась еще и в том, что работа в поле в этот день могла обернуться как плюсом, так и минусом. Если работник напряженно трудился, не зная о празднике, его усилия на следующий год обещали триумфальный урожай. Но когда знал и продолжал работу... Тогда стоило ожидать «цуда» наоборот — все впустую... Работу прекращали также из–за опасения «пакарання Перуном», то есть сильной грозой и градом.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В традиционном народном календаре — «Багач». У крестьянина–земледельца на столе всего «багата», а скирды на поле стоят «шырока, як князi, падняўшы галовы ў неба». Основные работы идут в гумнах и на мельнице. Наступала пора «гаспадарчага багацця i дастатку» — оттого и название праздника «Багач». Детально описал народные обряды, с ним связанные, Адам Богданович, отец поэта Максима Богдановича.

Главную роль во всем действе традиционно отыгрывал атрибут под названием «багач», «багатка» — лубок с зерном, в которое воткнута свеча. На протяжении целого года «багач» стоял в одном из домов на почетном месте, под образами. Считалось, он приносит в дом заметный достаток и особое счастье. В день праздника хозяин зажигал свечу, приглашал священника, и в хате проводился молебен. Затем «багач» несли к следующему дому. Там гостей встречал стол, уставленный похожими лубками, но наполненными другой «збажыной» — овсом, ячменем и т.д. Снова служился небольшой молебен. «Багач» вносили в дом под образа, а гостей приглашали «на пачастунак». Так поочередно обходили все дворы. Затем на край «селiшча» сгоняли стадо и обносили его «багачом». После чего лубок доставляли в чей–то дом до следующего года. В некоторых местах зерно и воск для «багача» собирали понемногу с каждого двора, причем для такого случая «жыта» выделялось с первого «зажыначнага» снопа. Часто зерно из «багача» подмешивали в посевное. В некоторых регионах на «Багача» зажиточные хозяева резали барана, кто победнее — курицу или гуся.

Внимательно наблюдали за поведением животных: если они вели себя неспокойно, буквально рвались на пастбище — ожидали скорые холода и даже заморозки.

С этого дня начинался отсчет новой поры года: «Другi святок — восень, браток!»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter