Оружие возмездия

С НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны и развертыванием партизанского движения на территории Беларуси народные мстители столкнулись с серьезной проблемой нехватки оружия. Винтовки, автоматы, пулеметы, орудия, боеприпасы к ним добывались в ходе боевых операций, собирались на местах сражений Красной Армии с наступавшими гитлеровскими войсками. Позже все это доставлялось самолетами с Большой земли. Однако объемы не могли удовлетворить растущие партизанские потребности. Тогда за дело взялись сотни кузнецов, слесарей, токарей — партизанских умельцев, которые не только ремонтировали неисправное оружие, но и создавали новые его образцы, а также различные приспособления для использования трофейного вооружения. Среди таких мастеров, творивших технические чудеса, особое место принадлежит белорусскому партизану Тенгизу ШАВГУЛИДЗЕ.

Диверсионный «клин», партизанская «катюша» и гранаты изобретения кулибина Шавгулидзе наводили ужас на фашистов

С НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны и развертыванием партизанского движения на территории Беларуси народные мстители столкнулись с серьезной проблемой нехватки оружия. Винтовки, автоматы, пулеметы, орудия, боеприпасы к ним добывались в ходе боевых операций, собирались на местах сражений Красной Армии с наступавшими гитлеровскими войсками. Позже все это доставлялось самолетами с Большой земли. Однако объемы не могли удовлетворить растущие партизанские потребности. Тогда за дело взялись сотни кузнецов, слесарей, токарей — партизанских умельцев, которые не только ремонтировали неисправное оружие, но и создавали новые его образцы, а также различные приспособления для использования трофейного вооружения. Среди таких мастеров, творивших технические чудеса, особое место принадлежит белорусскому партизану Тенгизу ШАВГУЛИДЗЕ.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ посетители Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, знакомясь с партизанскими экспонатами, всегда подолгу задерживаются, рассматривая предметы вооружения и боеприпасы, созданные этим талантливым изобретателем. Его портрет находится на видном месте экспозиции зала, рассказывающей о героизме белорусских партизан. В фондах музея хранится личное дело отважного офицера-железнодорожника.

Вот некоторые страницы биографии Тенгиза Евгеньевича Шавгулидзе. Родился в декабре 1913 года в городе Кутаиси Грузинской ССР в семье железнодорожника. Окончив среднюю школу, работал в железнодорожном депо слесарем и помощником машиниста. После переезда семьи в Москву по примеру отца — Евгения Ананьевича, машиниста Московского тормозного завода, — Тенгиз активно занялся изобретательством. В 1937 году, получив диплом Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер-механик паровозного хозяйства, работал старшим инженером-диспетчером Центрального паровозного управления НКПС. В 1939 году лейтенанта Шавгулидзе направили в железнодорожные войска командиром тягового взвода железнодорожного полка.

НАЧАЛО Великой Отечественной войны инженер-железнодорожник встретил в  Украине, где осенью 1941 года попал в окружение. Будучи раненым, оказался в немецком плену. С помощью подпольщиков он вырвался из лагеря. И в июне 1942-го с группой товарищей Тенгиз Шавгулидзе вступил в один из партизанских отрядов Минской области. Творческие задатки и инженерное мастерство Тенгиза проявились в первые же дни, когда командование отряда поручило ему организовать ремонт и восстановление оружия и военного имущества. Товарищи искренне удивлялись, как легко возвращал молодой партизан в строй вроде бы безнадежно разбитый пулемет или автомат, осваивал трофейное оружие.

В январе 1943 года Тенгиз стал инструктором подрывного дела штаба Минского партизанского соединения. Под руководством Шавгулидзе в отрядных и бригадных мастерских было налажено изготовление боевых средств и вооружения.

Железные дороги оккупированной Белоруссии были перегружены германскими воинскими эшелонами: с небольшими интервалами они, забитые солдатами, танками, пушками, боеприпасами, шли и шли на Восточный фронт. Рискуя жизнью, партизаны делали все для того, чтобы как можно меньше вражеских составов доходило до места назначения. Поэтому зимой 1942—1943 годов в условиях острого недостатка взрывчатых веществ партизанский умелец Шавгулидзе выдвинул оригинальную идею — эшелоны врага пускать под откос при помощи специального приспособления, действующего по принципу железнодорожной переводной стрелки. Приспособление, разработанное Шавгулидзе, было весом около двадцати килограммов и состояло из клина и откосной рейки, закрепленных на одной основе, строго подогнанной к размеру железнодорожного рельса. На установку этого средства диверсий и крепление к рельсам болтами требовалось лишь несколько минут. Наезжая на клин, колеса паровоза и вагонов по откосной рейке переводились с внутренней на наружную сторону рельса, и эшелон шел под откос.

Первый клин Тенгиз устанавливал сам на участке железной дороги Лунинец—Калинковичи. Длинный большегрузный состав, мчавшийся на восток, встретившись с изобретением партизанского умельца, словно подхваченный огромной невиданной силой, на полной скорости летел под откос.

В партизанском просторечии за изобретением утвердилось название «клин Шавгулидзе». Один из образцов его хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Любопытно происхождение этого экспоната. В 1943 году группа партизан 125-й бригады Полесской области, преследуемая противником, закопала клин в лесу. Из земли это устройство с помощью командира группы, оставшегося в живых и помнившего место хранения, было извлечено лишь в 1970 году.

Клинья Шавгулидзе незамедлительно приняли на вооружение все подрывники. Изготовленные в большом количестве партизанскими мастерами, они стали грозным оружием диверсионных групп, нанося немалый урон фашистам.

ВЕСНОЙ 1943 года умелец сконструировал свою первую гранату. В качестве корпуса использовались обрезки водопроводных труб, начиненных взрывчатым веществом (его выплавляли из немецких авиабомб), кусков железа и проволоки. Запалом служили бикфордов шнур (как замедлитель) и капсюль-детонатор. Испытания опытной партии гранат Шавгулидзе превзошли все ожидания. Образцы гранат ПГШ доставили в Центральный штаб партизанского движения, где их тщательно проверили и всесторонне испытали. Заместитель начальника оперативного отдела ЦШПД майор Иволгин в докладной, датированной 9 июля 1943 года, дал заключение этому очередному изобретению: «Граната надежна в обращении и действии. Самое ценное свойство гранаты — возможность изготовления ее на месте. Представляется жизненно необходимым всякую попытку наладить местное производство в условиях партизанских отрядов не только поддержать, но и поощрять…»

В боях гранаты Шавгулидзе находили самое широкое применение. Партизаны зачастую предпочитали их даже изготовлявшимся на заводах, так как эти «самоделки» обладали значительно большей разрушительной силой.

Об этом свидетельствует, в частности, боевая операция по разгрому вражеских гарнизонов на станциях Фаличи и Самой, проведенная в начале июня 1943 года 25-й партизанской бригадой имени Пономаренко. В ночном бою бойцы бригады с помощью гранат Шавгулидзе уничтожили несколько эшелонов с живой силой и техникой противника, подорвали два железнодорожных моста, разрушили пристанционные пути, нарушили телефонную связь. По отзывам партизан, гранаты действовали превосходно, ни одна из них не подвела.

Вскоре гранаты Шавгулидзе поступили на вооружение всех отрядов соединения. К концу 1943 года только в партизанских отрядах Минской области было сделано свыше семи тысяч гранат Шавгулидзе. Сам изобретатель по указанию командования перемещался из одного партизанского формирования в другое и в разных местах быстро налаживал производство.

Очередным изобретением Тенгиза Шавгулидзе стал партизанский ружейный гранатомет. Он был прост по конструкции: к винтовке или карабину приделывалась мортира, изготовлявшаяся из гильзы 45-миллиметрового снаряда. Выбрасывание гранаты из мортиры происходило с помощью выстрела холостого патрона. Дальность полета составляла около трехсот метров. Образец этого оружия получил название ПРГШ — партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе. Вот как сказано об испытании этого вооружения в книге Романа Мачульского «Люди высокого долга». Видный организатор партизанского движения в Беларуси пишет: «5 сентября 1943 года гранатомет был испытан в присутствии партизанских командиров, работников штаба соединения. На испытаниях присутствовал секретарь Минского подпольного обкома В. И. Козлов. Тенгиз заложил гранату в мортиру, зарядил винтовку, приложил к прикладу и выстрелил. Граната пролетела метров 300 и взорвалась. На месте взрыва образовалась небольшая воронка, словно от взрыва мины. В. И. Козлов несколько раз обошел вокруг воронки. Затем взял у Тенгиза гранатомет и тщательно осмотрел его. Возвращая его назад, сказал: «Прекрасное оружие! Хорошо, что взрывается граната с таким грохотом: пусть и это действует на фашистов…»

Обращаясь к начальнику штаба соединения, Василий Козлов дал распоряжение немедленно приступить к массовому изготовлению гранатометов. Как свидетельствуют документы, уже к 1 января 1944 года только в партизанских отрядах Минской области было изготовлено 120 единиц партизанского ружейного гранатомета Шавгулидзе, а также свыше трех тысяч гранат к ним. Они массово применялись в боях, наводили на врага панику. Вот один из эпизодов боевой деятельности партизан, описанный в книге И. Друяна «Клятву сдержали»: «…Шестеро партизан, вооруженных гранатометами, сидят в засаде на дороге Любань—Уречье. Разведка донесла, что по этой дороге вот-вот должны пройти враги. И действительно, вскоре из-за поворота вышла рота карателей. Вот они уже совсем близко. Партизаны поднимают к плечам гранатометы. Один за другим раздаются негромкие выстрелы — и у ног фашистов рвутся гранаты. Враг в панике! Немцы разбегаются кто куда, а на дороге остается лежать несколько десятков солдат. Таких примеров можно привести немало. За короткое время гранатомет Шавгулидзе стал любимым оружием партизан, они прозвали его «партизанской «катюшей».

В 1944-м часть этих гранатометов, как и других образцов самодельного оружия, из Белорусского штаба партизанского движения попала в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, где они экспонируются и сегодня.

В ФЕВРАЛЕ 1944 года изобретатель улетел в Москву, в Центральный штаб партизанского движения. Родина высоко оценила заслуги партизанского оружейника — Тенгиз Шавгулидзе был награжден орденом Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

После войны Тенгиз Евгеньевич вернулся в Москву на родной тормозной завод. Трудился инженером-конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта, в КБ завода «Трансмаш», долгое время работал начальником КБ приборов Московского метрополитена. В 1974 году заслуженный изобретатель РСФСР Тенгиз Шавгулидзе, на счету которого было 85 изобретений, завершил свою трудовую деятельность.

 Тенгиз Евгеньевич ушел из жизни в 1987 году...

Николай ШЕВЧЕНКО, помощник директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны;

Валерий ПИНЧУК, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter