Пхеньян все же приедет в Пхенчхан на Олимпиаду

Оружие, спорт и дипломатия

Сеул и Пхеньян согласились приступить к снижению напряженности на полуострове, которая достигла беспрецедентного уровня. Только за прошлый год КНДР провела 16 ракетных и одно ядерное испытание, следствием чего стали пять санкционных резолюций Совета Безопасности ООН.


Небольшая корейская деревушка Пханмунджом на границе между Северной и Южной Кореей известна как самый вооруженный регион в мире. Он напичкан спецтехникой, наземными минами, километрами колючей проволоки, по обе стороны от которой находятся сотни тысяч военных. Именно здесь в 1953 году было достигнуто перемирие, положившее конец войне на Корейском полуострове. И вот через 65 лет это приграничное селение в демилитаризованной зоне снова оказалось в центре внимания мирового сообщества. Обе страны возобновили переговоры после двух лет взаимных обвинений и угроз. Прогнозы на эту встречу звучали разные. Но первые же заявления с места события внесли ясность: Сеул и Пхеньян не намерены торговаться по мелочам, а готовы осуществить целый комплекс совместных мероприятий, которые могут стать началом межкорейского сближения. И хотя до мира между странами еще далеко, первый шаг к нему сделан.

Новый диалог начался после того, как северокорейский лидер Ким Чен Ын в своем новогоднем обращении впервые заявил о планах отправить команду КНДР на Олимпийские игры, которые откроются через месяц в южнокорейском Пхенчхане. После этого Сеул предложил провести переговоры на высшем уровне для обсуждения участия Пхеньяна в Играх. Однако КНДР дала на это согласие только после того как США и Южная Корея согласились отложить совместные военные учения.

В итоге стороны договорились о том, что Север пошлет на Олимпиаду полноценную делегацию, состоящую из атлетов, чиновников, группы поддержки, а также журналистов. С одной стороны, это действительно существенная заявка на готовность идти по пути разрядки ситуации на Корейском полуострове. С другой — такой вариант можно расценивать как гарантию того, что Ким Чен Ын не будет срывать Олимпиаду провокациями или угрозами нанести удар.

В свою очередь Южная Корея заявила, что для обеспечения нормального участия делегации из КНДР в Олимпийских играх в Пхенчхане Сеул может временно приостановить действие некоторых санкций, которые ранее были введены против Пхеньяна. Кроме того, южнокорейские чиновники довольно смело предположили, что спортсмены двух Корей смогут пройти совместно в составе единой команды на церемонии открытия. Последний раз атлеты из двух стран выходили на церемонию вместе под флагом Корейского полуострова на зимних Играх 2006 года в Турине.

Но и это еще не все. Руководство Южной Кореи также предложило провести встречи разделенных семей по случаю Нового года по Лунному календарю, который по времени совпадает с проведением Игр. На переговорах договорились восстановить “горячую линию” связи для предотвращения инцидентов на границе.

— Тема межкорейских отношений в связи с предстоящей Олимпиадой повернулась интересным образом, — рассуждает политолог-востоковед Андрей Дмитриев. — Еще недавно в Вашингтоне ставили под вопрос участие американцев (а, возможно, и спортсменов из других стран Запада) в ОИ-2018 из-за ядерной программы КНДР и возможности войны на полуострове. Это серьезно ударило бы по самолюбию Южной Кореи. В итоге Юг бросился буквально уговаривать Север принять участие в Играх, дабы разрядить напряженность.

В Пхеньяне оценили ситуацию и отреагировали положительно. Теперь, несмотря на пропущенное время заявки в МОК, несмотря на санкции, флаг страны чучхе будет гордо реять в Пхенчхане. Для товарища Ким Чен Ына в этой ситуации одни сплошные плюсы. С одной стороны, продемонстрировано, что с его страной вынуждены не просто считаться, но и проявлять особое отношение. С другой, он показывает себя как поборник национального сплочения, как корейский патриот.

Тем не менее вероятность военного конфликта на полуострове все еще достаточно велика, полагают эксперты. И даже, несмотря на готовность Пхеньяна продолжать диалог с Сеулом по проблемным вопросам, о денуклеаризации Корейского полуострова речи пока не идет.

— Для Северной Кореи нынешний расклад — это в целом хорошее доказательство того, что только развитие ядерной программы удерживает ситуацию от силового решения, — объясняет политолог Константин Асмолов. — Переговоры о ядерном разоружении должны идти не только в отношении КНДР, но и всего полуострова. А тут возникает вопрос о том, как быть с атомным оружием на борту американских военных кораблей, которое Южная Корея никак не может контролировать.

Северяне, возможно, решили сделать свою позицию более конструктивной. И пока нынешняя ситуация на руку всем. Ким Чен Ын получает определенной плюс к реноме, а Мун Чжэ Ин — важную гарантию безопасности Олимпиады.

Василий АЛЕКСАНДРОВ

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter