Криминальное хобби привело коллекционера оружия из Гомельского района и двух его единомышленников на скамью подсудимых

Оружейный инстинкт

Это случилось 7 сентября прошлого года. Экипаж ГАИ нес службу на дорогах Гомельского района. Возле деревни Красное внимание инспекторов привлек легковой автомобиль. Включив проблесковые маячки, они подали сигнал об остановке. Водителя попросили открыть багажник, в котором находилась большая сумка. На вопрос, что в ней, мужчина тяжко вздохнул: «Оружие». Ответ можно было бы принять за неуместную шутку. Однако юмором в этот раз не пахло. Сумка на самом деле оказалась доверху набита оружием.

В НЕЕ уместился целый мини-склад: модифицированный автомат Калашникова с прибором для бесшумной стрельбы, пистолеты ПМ и ТТ, несколько снаряженных магазинов, винтовка и пара сотен патронов. Завершали «картину маслом» три взрывпакета и четыре гранаты, уложенные в аптечку и переложенные поролоном. Этого уже было достаточно и для того, чтобы предсказать серьезный срок, и для того, чтобы случай прогремел на всю страну.

Но оказалось, что это — цветочки. «Ягодки» сотрудники МВД собрали в ходе обысков, проведенных по месту жительства и работы задержанного. Найденного арсенала с лихвой хватило бы для вооружения разведывательно-диверсионного отряда. Судите сами: пулемет, 5 автоматов, 10 винтовок, 10 пистолетов, 28 гранат (среди них противотанковая и светошумовые), около 10 тысяч патронов различного калибра. А также 265 (!) взрывных устройств и около 2 килограммов взрывчатых веществ. Не считая 2 нарезных карабинов, 4 гладкоствольных ружей и пары пистолетов, которыми хозяин владел на законных основаниях. Отдельного упоминания заслуживает коллекция холодного оружия. Впрочем, на фоне остального поблескивающие сталью клинков ножи и сабли смотрелись детскими игрушками. Художественным фоном выступали украшавшие интерьер охотничьи трофеи — закрепленные на стенах рога животных, головы лося и дикого кабана.

На ведомственном сайте МВД опубликовало кадры с результатами обыска. Двухминутное видео сделано будто бы из логова террористов или ОПГ образца 90-х. К слову, по своей внушительности изъятый арсенал мог запросто соперничать с тем, который когда-то имелся на вооружении у пресловутой гомельской банды Сергея Морозова.

КЕМ ЖЕ оказался владелец всего этого добра? В контексте сказанного вполне логично предположить о его причастности к криминальному миру. Однако отношения к бандитам задержанный не имел. Им оказался 48-летний житель городского поселка Городея Несвижского района. В поселке его хорошо знают благодаря работе. До задержания Леонид Штейн был начальником ТЭЦ на местном сахарном комбинате. А вскоре в уголовном деле о незаконном обороте оружия появились еще два фигуранта.

Одним из них стал егерь из Лунинецкого района Василий Грицкевич. Обыск, проведенный по месту его жительства, также принес плоды в виде незарегистрированного оружия. Три винтовки, три охотничьих ружья и около 400 патронов разного калибра. Еще одно ружье и карабин хранились легально.

Третьим в деле стал офицер внутренних войск. Житель Столбцов Николай Домбровский в звании капитана служил в спецназе. Как выяснилось в ходе следствия, именно у этих двоих главный обвиняемый приобретал экземпляры для своей коллекции.

С Домбровским, например, Штейн познакомился более десяти лет назад. Не просто так, а по делу. За 300 долларов купил ручной пулемет Дегтярева, место которому, казалось бы, лишь в музейной экспозиции. По завершении сделки обменялись контактами. Как выразился в суде Штейн, «для дальнейшего плодотворного сотрудничества». А заключалось оно в купле-продаже оружия и боеприпасов. К примеру, Грицкевич сбыл Штейну в общей сложности девять ружей. Среди них такие раритетные экземпляры, как трехлинейка и карабины маузер. Об их происхождении егерь дал классическое объяснение: дескать, все это осталось после покойного деда…

О ценах договаривались каждый раз в индивидуальном порядке. К примеру, пистолет ТТ обошелся в 400 долларов, мелкокалиберная винтовка ТОЗ-8 — в 750, макет АКС, переделанный в боевое оружие, — 1300. Некоторые вещи, по словам Штейна, друзья-партнеры ему дарили просто так.

Как бы там ни было, все это экспертиза признала вполне боеспособным. Исходя из озвученных цифр, становится очевидным, что в создание коллекции Леонид вложил тысячи долларов. И несчетное количество часов, потраченных на «техническое творчество». С навыками, достойными профессионального оружейника, он превращал гладкоствольное оружие в нарезное, повышая тем самым его мощь. Или менял конструкцию, закрепляя оптические прицелы. Чаще всего восстанавливал стволы у списанных, охолощенных и имитационных единиц оружия. В том числе в автоматах Калашникова. После чего они становились пригодными для стрельбы патронами калибра 7,62.

Всем трем фигурантам инкриминированы незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Штейну также вменили статью 295-2 УК «Подделка или уничтожение маркировки оружия». А его сообщникам — незаконные действия и в отношении холодного оружия. Собранные следствием материалы заняли более трех десятков увесистых томов.


УГОЛОВНОЕ дело рассматривал суд Гомельского района. Во время слушаний обвиняемые заняли разные позиции. Леонид Штейн юлить и выкручиваться не пытался. Вину признал полностью и даже заступился за товарищей, прося их не наказывать. Показания давал охотно и искренне. Правда, рассказывая о происхождении того или иного вещдока, говорил, что обстоятельств не помнит. Уж слишком многое произошло на этом поприще. Свои действия мотивировал горячей любовью к оружию, привитой еще в школе на уроках начальной военной подготовки. Во время срочной службы в ВДВ чувство окрепло. А после того как в 90-е от деда достался немецкий вальтер, начался бурный оружейный роман. Судя по всему, с безудержной страстью, заглушающей здравый смысл… Похоже, понять природу этого явления не мог и сам Штейн. В своих объяснениях он ссылался на то, что случиться может всякое и к этому нужно быть готовым. Вот, мол, и готовился. Но вообще собирался добровольно сдать все, что было собрано честным непосильным трудом. Свежо признание, а верится с трудом…

В то же время Николай Домбровский вину категорически отрицал, а Василий Грицкевич признавал лишь частично. Оценив доказательства, суд сделал свои выводы. Все трое признаны виновными. Штейн и Домбровский лишены свободы на 7 лет. Грицкевич — на 6. Каждому назначено отбытие наказания в колонии усиленного режима и конфискация имущества. Домбровский, кроме того, лишен воинского звания «капитан».

Пока приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован. Однако определенные выводы можно сделать уже сейчас. Из категории «его пример — другим наука». Происшествия, связанные с незаконным оборотом оружия, случаются регулярно, причем зачастую в сельской местности. И фигурируют в них охотничьи ружья. Чем это объяснить? Психологи считают, что в большинстве мужчин тяга к оружию заложена на подсознательном уровне. С древних времен, когда инстинкт охотника был необходим человеку для выживания. Но в цивилизованном обществе все иначе: отвечать за криминальные увлечения приходится по всей строгости закона. Чтобы не было мучительно больно за потерянную свободу, об этом лучше не забывать.

Фото предоставлено МВД.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter