50-летие Государственного камерного оркестра совпало с 50-летием его главного дирижера Евгения Бушкова

Оркестр моей мечты

Поразительные бывают совпадения. Не удивлюсь, если когда–нибудь из недр архивов всплывет документ, доказывающий, что Государственный камерный оркестр Республики Беларусь появился на свет 8 мая 1968 года — в тот самый день, когда в Москве родился его главный дирижер, заслуженный артист России Евгений Бушков.

Олег Янченко
Увы и ах — точная дата рождения оркестра сегодня уже забылась, но, как вспоминает художественный руководитель Белорусской филармонии Юрий Гильдюк, «первый его концерт состоялся в Несвиже. Не в самом замке, а во дворе, там и сейчас замечательная акустика». Было это летом 1968 года. Дирижировал основатель коллектива 29–летний Олег Янченко.

О, это была легендарная личность! Окончив Московскую консерваторию по классу композиции у Виссариона Шебалина, у Леонида Ройзмана по классу органа и у Генриха Нейгауза по классу фортепиано, он получил распределение в Минск и с ходу развернул невероятно бурную деятельность. Раздобыл для филармонии орган. Создал Минский камерный оркестр. Тогда в СССР это была диковинка, узаконенные камерные оркестры были только в Москве и Вильнюсе, хотя мода на них нарастала как снежный ком.

«Надо было знать энергию Олега Янченко, — рассказывает Юрий Гильдюк. — Этот человек был в состоянии решить абсолютно любую проблему. Лишь на его могучем лбу выступала крохотная капелька пота. Он был мастером на все руки. Благодаря ему органное искусство в Минске до сих пор процветает. И у нас один из лучших органов, какие есть на просторах СНГ».

Но не надо думать, что с камерным оркестром все было так просто.

«Я опубликовал в «Вечерке» статью «С днем рождения, Минский камерный!», — вспоминает музыкальный критик Авенир Вайнштейн. — Меня вызвал на ковер директор филармонии Загородний. С ним был еще какой–то большой начальник из Союза журналистов БССР. И как начали они на меня кричать! Еще, мол, нет приказа и нет никакого оркестра, а вы пишете черт знает что! А я им мягко так отвечаю: посмотрите на подзаголовок, там написано «Репортаж с репетиции». На этом разговор и закончился».

А оркестр стал жить своей жизнью — разнообразной и интересной. Янченко вскоре вернулся в Москву, а на пост главного дирижера рекомендовал своего друга Юрия Цирюка, который незадолго до того окончил учебу у Мстислава Ростроповича.

фото WWW.FLICKR.COM

В преддверии юбилея Евгений Бушков стал раскапывать филармонические архивы и обнаружил географическую карту СССР образца 1969 года, на которой рукой одного из музыкантов Минского камерного оркестра любовно прочерчены все гастрольные маршруты коллектива. Как говорит Евгений Бушков, «эти маршруты потрясают воображение. Оркестр летал в Петропавловск–Камчатский, неоднократно выступал на Сахалине, во Владивостоке, Находке, во всех областных и республиканских центрах азиатских республик СССР».

Очень скоро пришли и первые победы. На фестивале–конкурсе камерных оркестров, который проходил в Вильнюсе, Минский камерный взял первое место, опередив и Штутгартский камерный оркестр, и знаменитый оркестр Саулюса Сондецкиса.

Святослав Рихтер с музыкантами минского камерного оркестра, 1983 год

И наконец, главный триумф — совместный концерт со Святославом Рихтером в Большом зале Московской консерватории. Евгений Бушков:

— Я был на том историческом концерте в 1983 году. Никто в Москве их не знал. Тогда по всему Союзу уже гремел оркестр «Виртуозы Москвы». Мой отец был директором у Спивакова, и мне казалось — так, как играют они, в СССР никто не играет. И вдруг минский камерный... Лично для меня это было потрясение, потому что они продемонстрировали невероятный уровень музицирования. Не просто техническое совершенство, сравнимое с идеально работающей машиной «Виртуозов Москвы», но невероятную одухотворенность. Я слушал, и мне было понятно, почему Рихтер проявил такую волю и позвал минчан.

Так впервые пересеклись пути дирижера и оркестра. Евгению Бушкову было на тот момент 15 лет, и ему еще предстояла блистательная карьера солиста–скрипача.

В 2009 году он возглавил Государственный камерный оркестр Беларуси, и это огромная удача и для коллектива, и для публики. Постсоветский развал самым негативным образом отразился на коллективе: дирижеры менялись чуть ли не каждый день, музыканты разлетелись по всему миру. Оркестр сам позвал Бушкова, и с этого момента началась новая эра.

Евгений Бушков (справа) и российский скрипач Граф Муржа

Дирижер привнес новую репертуарную политику, новую культуру игры, изменил стиль работы, упорядочил планирование. Плюс к этому — страсть, вдохновенность, порыв, устремленность, творчество, мечту. «Цель музыки — вызвать неконтролируемую разумом эмоцию», — любит повторять Бушков. И этой цели подчинены все его начинания — абонементы «Для всех», «От Баха до джаза», детский цикл концертов «Классика — это классно».

Как никто другой, Бушков любит сопоставлять в своих программах произведения самых разных жанров, эпох, стран и стилей — зачастую абсолютно неизвестные, но захватывающе красивые. Многое из того, что исполняет оркестр, написано специально для него композиторами со всего мира. К Бушкову приезжают все — от великих чечеточников до великих пианистов.

Очередной кульминацией празднований станет концерт 30 мая с участием выдающегося российского музыканта Алексея Любимова. Прозвучит Гайдн, Сильвестров и Рейнеке. Празднование юбилея продлится до конца года.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter