“Оркестр — это и есть жизнь...”

“Если ты не станешь известным музыкантом или певицей, мы тебя поколотим!” — говорили в детстве Наталье Тамело соседи, измученные ее этюдами на фортепиано. Вот и пришлось ей стать одной из самых ярких творческих индивидуальностей на белорусской эстраде.Солистке Национального концертного оркестра под управлением Михаила Финберга Наталье Тамело никак не подходит определение “одна из...”. Она ничуть не похожа на тех многочисленных “звезд эстрады”, которых всегда достаточно в шоу-бизнесе любой страны, которые походят друг на друга манерой исполнения, как две капли воды, и лицо, голос, песни которых, исчезни они со сцены, через месяц уже никто не вспомнит. Наталья Тамело — другая. Она не гонится за дешевой популярностью, и тем не менее она узнаваема и востребованна. А ее глубокий, волнующий голос всегда находит отклик в душах зрителей. Первый в карьере Натальи Тамело сольный концерт состоится в зале государственной филармонии 28 февраля. Билеты на концерт солистки знаменитого оркестра были раскуплены еще в первой половине месяца...

— Сольный концерт станет синтезом всего моего творчества, — рассказывает Наталья. — А откроется он песней, с которой началась моя карьера в оркестре: это стильная джазовая композиция “Любовь вошла”. В программе также композиции на тему белорусских народных песен, джаз-баллады, музыка направления “поп-рок”. Исполню песни из своего нового альбома “Дождись...”. Будет представлен на суд зрителей и самый ответственный, самый сложный для меня номер — синтез песен Эдит Пиаф. Этой великой певице в нынешнем году исполняется 90 лет. Французского языка я не знала, но для этого номера пришлось его выучить... Мы уже “прокатали” эту композицию в нескольких концертах, и она всегда приходится по душе слушателям: люди начинают аплодировать и подпевать буквально с первых нот. К тому же песни Эдит Пиаф так легли мне на голос, что я просто удивилась! Но номер этот требует большого напряжения, он очень длинный, по сути, это одна песня из четырех, плавно перетекающих друг в друга.
— Наталья, в прошлом году ты вошла в тройку лидеров по итогам отборочного тура на участие в “Евровидении”. Тогда в одном из своих интервью ты сказала, что, если честь представлять Беларусь на этом международном конкурсе тебе не выпадет, ты попробуешь свои силы еще раз. Но в нынешнем году тебя не было среди претендентов...
— Вообще-то я собиралась, у нас с композитором Леонидом Шириным даже была готова песня... Но поскольку я готовилась к сольному концерту, то решила пока что подождать и понаблюдать, чтобы быть во всеоружии в будущем году, когда решу еще раз попробовать свои силы.
— Не так давно в новогодней телепрограмме звезды белорусской эстрады изображали зарубежных звезд шоу-бизнеса. Ты очень талантливо и правдоподобно “сыграла” Тину Тернер. А кто твой кумир среди зарубежных исполнителей и кто нравится тебе на отечественной эстраде?
— Тина Тернер, которую я сыграла, собственно, и является для меня кумиром. Она импонирует мне по своей энергетике, подаче голоса, а ее музыка мне близка. Ведь и сама я работаю в тех же музыкальных направлениях: поп-рок и джаз-рок. Люблю слушать Шер. Очень нравится стиль и манера исполнения Лаймы Вайкуле. Наш оркестр работал с Лаймой, я познакомилась с ней поближе и многому у нее научилась. На белорусской эстраде мне нравится коллектив “J mors”. Сейчас мы сотрудничаем с музыкантами этой группы, планируем совместные концерты, они сделали мне аранжировку к новой песне “О нем”. В целом мне нравится, когда исполнитель работает по-настоящему, со стопроцентной отдачей. Когда видно, что он живет тем, что делает. Если после концерта эстрадный артист еще полон сил, не выложился полностью, значит, он зря выходил на сцену, а зритель — зря заплатил за билеты. Если нет контакта со зрителем, своего рода обмена энергией между артистом и залом, если зритель всей душой не участвует в том, что происходит на сцене, артисту нет смысла работать в этой сфере...
— Твой любимый зритель — в столице, в провинции, за рубежом? На какой сцене Наталья Тамело чувствует себя лучше всего?
— Для меня неважно, перед маленькой или огромной аудиторией я выступаю. Если ты выходишь на сцену с открытой душой, люди потянутся к тебе. А чтобы понять, что хочет сказать исполнитель, даже не обязательно знать язык, на котором поется песня. В Италии мы с Ларисой Грибалевой спели а капелла “Купалiнку” и вызвали просто бурю аплодисментов. “Растопить” можно любую публику, но для этого надо работать, работать и работать. Правда, есть и еще один нюанс. Нередко можно наблюдать и такое: артистка вышла на сцену, как к столу экзаменатора, серьезная и собранная, — и отработала свой номер, как у станка на заводе. Да, не задохнулась, когда пела, не поскользнулась, когда танцевала. Но пела она, как заведенный механизм, без души, без импровизации... Между тем в манере исполнения должна быть легкость. Зритель должен отдыхать, наслаждаться искусством вместе с артистом. Очень важно, чтобы то, что артист пахал, как вол, готовя этот номер, было не заметно из зрительного зала. А в общем для каждого артиста очень важна востребованность зрителем, его оценка твоего творчества. Мне, например, было очень приятно, когда в собственном подъезде я встретила поклонницу. Она сказала: “Я всем на работе расскажу, что живу в одном доме с Натальей Тамело. Спасибо вам за ваши песни. Желаю вам счастья и здоровья.” Я ее поблагодарила, особенно за пожелание здоровья: здоровье в нашей работе просто необходимо.
— А как ты стала солисткой оркестра Михаила Финберга?
— Вообще-то случайно. Родилась я в Калининграде. В детстве в гостях по собственному почину всегда забиралась на табуретку и пела песни, которые слышала по радио и телевизору. Ну что было родителям с ребенком делать?! Решили отдать в балетную школу, где я занималась три с половиной года. Но я была очень непоседливой девочкой, любила лазить по деревьям, и однажды из-за очередной травмы врачи запретили мне заниматься балетом. Значит, музыкальная школа, решили мама и папа. Я занималась фортепиано ежедневно по шесть часов, и еще в Калининграде соседи мне говорили: “Если ты не станешь известным музыкантом или певицей, мы тебя поколотим. Ты нам все нервы измотала своими гаммами и этюдами!..”. Когда я была в восьмом классе, наша семья переехала в Минск, и здесь я поступила учиться в музыкальное училище. А на третьем курсе училища попала на прослушивание к Михаилу Яковлевичу Финбергу, и он взял меня на работу. Помню, я тогда ничуть не удивилась такому успеху: была очень самоуверенной девушкой. Только потом пришло понимание, сколькому еще надо учиться, сколько предстоит работы! Помню, как наш барабанщик на репетиции кидался в меня палочками и кричал: “Уберите эту девчонку, она петь не умеет!!!”. Сегодня оркестр для меня — это второй дом, даже в выходные всех нас сюда тянет. Например, Михаил Яковлевич в субботу и воскресение с семи утра на работе. Выходных у него не бывает. Такая работа, как оркестр требует всей жизни. Оркестр, собственно, и является жизнью — и Михаила Яковлевича, и нашей тоже...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter