Оригинальная копия

Цель очередного проекта made in China — оставить китайских любителей австрийских каникул на родине...

Кажется, за этим сказочным пейзажем никакого громкого события не стоит. И актуальность фото — разве что в напоминании о мечте многих отпускников провести лето в Альпах среди горных озер. Однако тишина и патриархальность запечатленного на снимке австрийского городка Хальштатт, находящегося под охраной ЮНЕСКО как одно из красивейших мест планеты, ох как обманчива! Бюргеры шокированы скандальной новостью: копия Хальштатта скоро появится в... китайской провинции Гуандун. Оказывается, долгое время на берегах альпийского озера кропотливо измеряли каждый местный кирпичик «туристы под прикрытием», а теперь из Поднебесной пришла новость о завершении строительства архитектурного клона. Цель очередного проекта made in China — оставить китайских любителей австрийских каникул на родине. Хальштатт — он и в Китае Хальштатт, зачем тратиться на полет в Европу? Такова логика азиатских акул турбизнеса. А вот австрийцы крепко обиделись на такой необычный шпионаж. У каждого — своя правда. Вот и авторы «Спор–прогноза» разошлись во взглядах на прецедент. А с частного случая, как водится, перескочили на общие рассуждения о глобализации, плагиате, эпохе римейков и о поисках самобытности. Подключайтесь к дискуссии!


Мы из Хальштатта


Слеза ностальгии стекает по небритой щеке... Ведь в середине неприкаянных 90–х полная лишений журналистская судьба–злодейка забросила меня в курортный край Зальцкаммергут. Штробль, Бад Ишль, озеро Вольфгангзее... Места там щедрые на пиво и шнапс под копченые ребрышки и рыбешку. Но отчетливо помню подъем на фуникулере, затем гематомный спуск на пятой точке по деревянным желобам в хальштаттские средневековые соляные копи. По Хальштатту вальяжно вышагивал под уважительные «гутен таги» задумчивый бородач с трубкой. Нам объясняли, что этот здоровяк — знаменитость. Писатель, классик здешних мест, издавший летопись городка. Меня, держателя видеокамеры, увлекла в яркие цветочные лабиринты милых двориков эмигрантка из Украины, и я, вспоминая ту прогулку, кусаю локти от осознания упущенной возможности... Будь умнее, креативнее — мог бы, наверное, подобно тем китайцам, «срисовать» Хальштатт, продумать идею с клонированием наследия ЮНЕСКО, продвинуть бизнес–план в Беларуси, где еще только начинали говорить о развитии въездного туризма, нажить, может быть, на том миллионы!


Да что уж теперь сожалеть... Опять чемпионами в копировании оказались китайцы. И ничего зазорного в гуандунском изобретении не вижу. Да и австрийцы не все возмущаются вылазкам туристов, копировавших Хальштатт. Послушай, как комментируют ситуацию здравомыслящие люди. В австрийском Союзе по туризму считают клон озерного городка «подарком», который послужил бы для китайских туристов «замечательной рекламой». Турменеджер Памела Биндер не думает, что, даже имея у себя в стране копию живописной местности, китайцы перестанут ездить в Австрию: «Если я увижу Эйфелеву башню в миниатюре, это не значит, что я более никогда не захочу увидеть ее вживую». А вот мнение австрийского представителя Международного совета по охране исторических памятников (ICOMOS): «Законность копирования местности еще должна проверяться. Однако принципиально разрешается фотографировать здания и соответственным образом имитировать их. Все, что публично, — доступно».


О какой монополии, тем более на домики с черепичными крышами, вообще можно говорить в эпоху всеобщей глобализации? Идет масштабный процесс взаимопроникновения экономик, культур. Все друг другу подражают, все друг друга рекламируют, поят и кормят. Мир сотрясают кризисы, повсюду (Италия — самый свежий пример) правительства ломают голову над проблемами урезания бюджетов, а самобытность, оригинальность дорогого стоит. Особые пожелания — для vip–клиентов. Даже персонажи из списка «Форбс» с их тягой к эксклюзивам не в силах противостоять тому, что цивилизация приходит к общим стандартам. Всемирный конвейер по производству типовых зданий, автомобилей, костюмов, фаст–фуда, медпрепаратов позволяет экономить на создании дорогих, но «зато своих, отечественных» продуктов. Апокалипсис не наступит, если в природе не появятся аутентичные белорусские джинсы, особый сорт барановичских арбузов, а наши киношники никогда не придумают исключительно национального киножанра. Зачем изобретать велосипед, стремиться перегнать других в тех сферах, в которых мы даже не в первой сотне? Мир давно открыл для себя колесо, электричество, компьютеры, интернет, компьютерную связь, полеты в космос. Такие гигантские прорывы будут еще не скоро, только подготовка к ним обойдется в триллионы долларов, так что лучше идти по пути, который без лишних комплексов и стеснения избрали китайцы и другие азиатские тигры, — покупать, получать лицензии, где–то даже на грани фола, как в случае с Хальштаттом, «красть» идеи. Хотя вполне можно обойтись и без воровства. Вот, к примеру, много говорят о строительстве в Беларуси завода легковых автомобилей. Слышатся голоса о разработке некоего уникального белорусского автомобиля. В таком случае — опять деньги на ветер. А вот о сборке где–нибудь под Минском какой–либо знаменитой иномарки наверняка стоит серьезно подумать.


Все относительно, Роман. Когда ты ходишь по Львову и экскурсоводы рассказывают тебе, что эта улица — почти точная копия венского пейзажа, а эта — варшавского, ты вряд ли кричишь: «Караул! Плагиат!» Понимаешь, что чем–то похожи многие старинные европейские города, и Львов не перестает быть Львовом, с Ригой, Таллином его вряд ли спутаешь. Да и в Гуандуне наверняка не смогут построить совсем уж точную копию Хальштатта. Ведь дух, стиль города — в его людях. Ну разве что клонировать того толстяка–писателя придется...


Но сама идея китайцев с копией австрийского местечка в любом случае оригинальна. Вот у нас сколько бьются над усадьбами, проектами по агротуризму? Однако не видно такого уж наплыва западных туристов. Может, потому, что первыми «застолбили тему» соседи–литовцы? Потому — давайте копировать покреативнее. По–хальштаттски!


Прогноз:


Трудные времена многих подвигнут на римейки в различных сферах. И преуспеет в этом процессе тот, кто занимается копированием не топорно, с творческим подходом. А в Хальштатте китайцев простят. Не обижаются же, к примеру, парижане на миниатюрную Эйфелеву башню в белорусском поселке!


Простота — причина воровства


Жизнь тебя накажет за такие мысли, Андрей. Произойдет это следующим образом: кто–нибудь до запятой повторит твой текст в другой газете, но под своей фамилией. А когда возмутишься столь наглым плагиатом, напомнят, что ты считаешь копирование чужих идей безобидным явлением. Скажешь, что это, мол, совсем другое дело? А я отвечу, что заимствование дизайна автомобилей, моделей одежды или часов — не меньшее зло, чем копирование журналистских статей или музыкальных композиций. Такое же воровство творческих идей, только у конструкторов и модельеров. Поэтому мне непонятно, отчего плоды фантазии какого–нибудь сочинителя песен защищены законом больше, чем результаты мыслительного труда инженера. Пока этот перекос не устранят, чужие технические достижения будут невозбранно копироваться, а мы постепенно станем жить в мире клонов. Да, собственно, уже живем. Причем во всех сферах — и творческой в том числе, несмотря на строгие меры по защите авторских прав.


Я не говорю про бесчисленные копии успешных кинокартин, которые выпускаются самими создателями оригинальных фильмов. Про все эти «Форсаж–5» и «Гарри Поттер–7». Здесь авторам нечего предъявить, кроме зашкаливающего коммерческого интереса. А вот современные перепевы старых популярных кинохитов вроде «Служебного романа» или «Иронии судьбы» вызывают горькое понимание, что собственных свежих идей в кинематографе не осталось. Да и к чему морщить лоб в творческих муках, когда проще применить уже изобретенную комедийную схему? Проще скопировать уже отстроенный талантливым архитектором городок, чем выдумывать собственный стиль. Проще украсть модный фасон платья, разработанный гениальным кутюрье, чем напрягать свои извилины. И это поветрие идет уже со студенческой скамьи, где стало почти нормой выдавать чужую курсовую работу за свою. Так проще. Поэтому придется переиначить известную пословицу: в данном случае простота не хуже воровства, она — его причина. А вот следствие «заимствования» может оказаться весьма тяжелым. От простоты один шаг до примитивизма. Молодежь даже не скрывает этого, введя в свой обиход словечко «тупо». Дескать, что ты мучаешься над этим рефератом? «Возьми да тупо скопируй из интернета.» Тупо перепиши. Тупо... Понимаешь? Примитивность процесса копирования ведет к мыслительному застою, к творческой деградации в масштабах одной личности, а потом — к научному и техническому отставанию в масштабах страны.


Приведу тебе малоизвестный пример времен войны. На Абердинский полигон в США доставили наш танк КВ для его оценки американскими специалистами. Начальник 2–го управления ГРУ генерал–майор Хлопов в своем отчете о ходе испытаний упоминает любопытный момент: «Механик, работавший по ремонту трансмиссии танка KB, был поражен тем, что она очень похожа на те трансмиссии, с которыми он работал 12 — 15 лет тому назад. Была запрошена фирма. Фирма прислала чертежи своей трансмиссии типа А–23. К всеобщему удивлению, чертежи нашей трансмиссии оказались копией присланных. Поразило американцев не то, что мы скопировали их конструкцию, а то, что была скопирована конструкция, от которой они отказались 15 — 20 лет тому назад. Американцы считают, что со стороны конструктора, поставившего ее в танк, проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».


Вот ведь какая штука выходит: вместо изобретения собственного удобного и современного механизма тупо скопировали устаревший чужой, а в результате на поле боя экипаж танка обливался холодным потом, когда механик–водитель безуспешно пытался переключить передачу, чтобы выйти из–под огня.


Кроме потенциального технического регресса, копирование оборачивается и конкретными материальными потерями. Например, в одной из азиатских стран мошенники занялись тем, что копировали и выдавали за свои проекты двух известных британских архитектурных бюро. Этого аферистам показалось мало, и они... клонировали сайты этих компаний, присвоили себе имена архитекторов и даже начали от их имени принимать заказы. Более того, копировщики принимали участие в тендерах, объявленных правительством! Они выигрывали эти конкурсы и строили здания, очень похожие на придуманные англичанами.


Так что речь о неэтичности копирования уже не идет — есть более суровые последствия этого процесса, чем уязвленное самолюбие конструкторов и инженеров, у которых увели плоды бессонных ночей. Наносится реальный вред целым концернам и даже государствам — причем ущерб касается не только тех, у кого скопировали, но и самих копировщиков (вспомни про танк). Взять Хальштатт. Нет ничего чудесного в том, что австрийцы чувствуют себя обворованными. Как нет ничего прекрасного и в том, что китайцы теперь не отправятся на берега озера Хальштаттерзее, удовольствовавшись его клоном.


Прогноз:


Мой пессимизм — кажущийся. Я все–таки надеюсь, что очереди в Лувр не иссякнут: люди будут стремиться к оригиналу «Джоконды», несмотря на миллионы копий этого портрета. Граница между подлинником и подделкой никогда не станет размытой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter