Органы без опасности

В Минске собрались ведущие европейские трансплантологи

В Минске собрались ведущие европейские трансплантологи


Такого еще не было, чтобы на белорусской земле встретились в один день и в один час фигуры, уже ставшие знаменитыми. Гений медицины Петер Нойхаус, который прославился тем, что за одну операцию пересадил 9(!) органов. Профессор Ян Мойсюк, впервые в России вместе с коллегой трансплантировавший одну донорскую печень двум пациентам. Руководитель Московского центра трансплантации печени Алексей Чжао, который считается одним из высших авторитетов. А также многие другие светила из Москвы, Литвы, Германии и Англии. «Наши учителя и наставники» — представляют их белорусские трансплантологи. Ведь новую страницу в истории нашей медицины они открывают вместе. 15 врачей помогла подготовить Россия, 5 — Берлин, 4 — Ганновер... А итог сегодня всем известен: за неполный год — 6 пересадок печени, 58 — почки, старт программы по пересадке сердца. Против безрадостной ситуации трехлетней давности: на всю страну — лишь 8 почечных трансплантаций и на этом точка.


Цель международного форума — сугубо практическая. Опыт–то у учителей и наставников накоплен огромный: за плечами только одной ганноверской клиники «операций последней надежды» едва ли не вчетверо больше, чем во всей Беларуси (поэтому многие из гостей стали еще и лекторами в школе для молодых ученых, которая параллельно проходила в НАН). И стыдиться учиться, учиться и еще раз учиться нам нечего. Главный трансплантолог Минздрава Анатолий Усс цитирует знаменитые слова Черчилля: «Это не конец. Это даже не начало конца. Но это, возможно, конец начала», они и о нынешнем этапе нашей трансплантологии при всем ее резком взлете тоже. Теоретически потребность страны в операциях подобного рода — 2.000. А на практике даже десятая часть от плана — перспектива. Проблема, как и во всем мире, упирается в донорство. И хотя всего за несколько месяцев его уровень по Минску приблизился к показателю Польши, до мирового лидера, Испании, еще шагать и шагать. В прошлом году 18 раз погибшие спасли живых, но это, по мнению медиков, могло произойти как минимум в три раза чаще. Кто виноват? И предрассудки, и стечение обстоятельств, и пассивная позиция региональных больниц, что особенно печально, потому что две трети тех, кто ждет почку, живут за Минской кольцевой дорогой. «Беларуси сейчас требуется одно — наладить систему координации и забора органов, чтобы максимально использовать те прекрасные ресурсы, которые у вас уже есть», — заметил Томас Беккер, заведующий отделением Медицинской высшей школы Ганновера.


Цена пересадки — об этом тоже много говорили врачи. Но не дискутировали. «Самое ценное для государства — жизнь пациента», — резюмировал общее мнение Алексей Чжао. О каком «слишком дорогом удовольствии» может идти речь, если пересадке печени и поджелудочной железы, сердца и легких, кишечника и костного мозга вообще нет альтернативы?! Если только от цирроза печени умирают у нас ежегодно 2,5 тысячи человек? Кстати, ВОЗ высчитала компромисс между затратами и эффектом: в арсенале хирургов должны быть 4 — 5 технологий и каждый вид пересадки должен выполняться из года в год не менее сотни раз — тогда материальная сторона вопроса вообще не будет обсуждаться. Опыт крупнейших центров, ставших для наших трансплантологов альма–матер, — тому свидетельство.


Кстати


Сегодня готовятся еще две бригады, которые будут заниматься пересадкой сердца, и одна — для трансплантации поджелудочной железы и почки в комплексе.


Справка «СБ»


Вехи пути


1970 год — первая пересадка почки.

1993 год — первая пересадка костного мозга.

1995 год — первая трансплантация стволовых клеток.

1997 год — принят Закон «О трансплантации органов и тканей».

2007 год — принята его новая редакция.

2008 год — первая пересадка печени.

2009 год (по плану) — первая трансплантация сердца, открытие РНПЦ трансплантологии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter