Орбита мегаполиса

Доведенное Минску задание об увеличении за несколько лет строительства жилья примерно в 2 раза и ежегодного его ввода до 2 млн. квадратных метров смутило специалистов...

Доведенное Минску задание об увеличении за несколько лет строительства жилья примерно в 2 раза и ежегодного его ввода до 2 млн. квадратных метров смутило специалистов. Сразу возникли вопросы, на которые не всегда находились ответы. Реальная экономика Александра Лученка


Архитекторов прежде всего интересовало, на каких площадях будет осуществляться намеченное грандиозное строительство? По сути, была поставлена задача в кратчайшие сроки построить еще один Минск. В пределах действующей городской черты территории недостаточно, пришлось бы сильно уплотняться. Это привело бы к ухудшению экологической обстановки, увеличению нагрузки на социальную сферу.


Возникли бы проблемы и с транспортным обслуживанием. Пока уровень автомобилизации в Минске в 2 — 2,5 раза ниже, чем в крупнейших зарубежных городах. Однако количество личных автомобилей ежегодно возрастает на 6 — 8 процентов. И уже через пять — десять лет может возникнуть реальная опасность многочасовых автомобильных пробок. Все более острой может стать проблема загрязнения воздушной среды автотранспортом. Его выбросы уже сегодня составляют до 80 процентов от валового выброса в воздушный бассейн Минска. Около 170 тысяч тонн в год!


Можно было бы под новое жилищное строительство прирезать дополнительные территории за кольцевой дорогой. Но вокруг Минска — хорошая плодородная земля, зоны отдыха. Эти территории просто жалко отдавать под производства и жилье. Да и нужно ли превращать нашу столицу в гипермегаполис?


Понятно, что при установлении повышенных заданий строителям преследовалась благородная цель — решить жилищную проблему в столице. Но странное дело — чем больше строится жилья, тем длиннее становятся очереди. Происходит это по двум причинам. Во–первых, население всеми правдами и неправдами стремится построить дешевое жилье. Встречаются граждане, которые, используя законодательные нюансы, встали в очередь на льготное жилье благодаря прописке бабушек и дедушек, фиктивного развода или женитьбы. Массовой стала ситуация, когда построенная по льготному кредиту квартира немедленно сдается квартирантам и служит для «остронуждающихся» дополнительным источником дохода. А поскольку льготы предоставляются за счет бюджетных средств, то они, по сути, оплачиваются за счет денег честных налогоплательщиков.


Во–вторых, Минск как магнит притягивает жителей других регионов страны. И это понятно: в столице проще найти высокооплачиваемую работу, при определенной предприимчивости можно относительно быстро получить квартиру, здесь больше возможностей для отдыха и развлечений. В итоге в столицу резко увеличился наплыв мигрантов.


Но в результате переезда в Минск наиболее молодых и квалифицированных кадров стали возникать серьезные проблемы с обеспечением трудовыми ресурсами небольших городов и сельских населенных пунктов. Конечно, все граждане у нас одинаковы, и нельзя вводить запреты на изменение места жительства. Но есть другой вариант: создать условия, при которых жители небольших городов могли бы хорошо зарабатывать и жить в комфортных условиях, не покидая родного города.


У Минска серьезные проблемы из–за перегруженности промышленными предприятиями. Заводы не только отрицательно влияют на экологию, но и зачастую занимают буквально «золотую» землю. Минск стал крупным деловым центром, в нем все больше строится офисов, дорогого жилья, необходимы также территории для парков, скверов, других мест отдыха. В результате цена столичной земли резко поднялась. Поэтому были разработаны планы выноса расположенных в центральных районах промышленных предприятий за пределы городской черты.


Переносить же заводы следует с пользой для территорий–реципиентов. Такие предприятия должны обеспечивать работой прежде всего местных жителей. При этом желательно отказаться от массового привлечения на работу минчан. В противном случае будут переполненные электрички и автобусы, а транспортные магистрали — забиты автомобилями. С утра люди поедут на завод, а вечером — обратно. А им навстречу — вторая смена... Поэтому предприятия целесообразно выносить в достаточно отдаленные населенные пункты и в обязательном порядке строить жилье для их работников и развивать социальную инфраструктуру.


По сути дела, речь идет о создании вокруг Минска сети городов–спутников. В них не только размещались бы выносимые предприятия, но и создавались принципиально новые конкурентоспособные виды деятельности. При этом необходимо определить специализацию городов–спутников и соответственно их развивать. Например, расположенный в так называемой белорусской Швейцарии Логойск может превратиться в перспективную туристическую зону, а тихий и провинциальный Червень (где я провел детство) из–за отсутствия железной дороги было бы целесообразно специализировать на не слишком материалоемких производствах.


Разумная политика развития столицы и его городов–спутников, удовлетворяя потребности в жилье очередников, позволила бы снизить давление на Минск миграционных потоков и в то же время создала бы благоприятные условия для возрождения небольших населенных пунктов. Не все, конечно, будет просто. Например, имеется достаточно желающих предоставить деньги для выноса предприятий и строительства на их месте офисных центров и элитного жилья. Но могут возникнуть проблемы с воссозданием вынесенных предприятий в городах–спутниках. Понятно, что они должны базироваться на новой технологической основе, соответствовать самым жестким экологическим нормам. Поэтому возникнет необходимость в привлечении зарубежных инвесторов с современным высокотехнологическим оборудованием. Для них желательно создание дополнительных стимулов для вложения средств. Один из возможных вариантов — включение вынесенных и модернизируемых предприятий в состав свободной экономической зоны. При этом важнейшими критериями предоставления льгот должны стать выпуск продукции на экспорт и импортозамещение.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Миронов
Да,иногда кажется,и не только в строительстве,что мы просто хотим получить те проблемы,которые уже есть у других,вместо того,чтобы не допустить проблемы.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?