«Оранжевые эволюции»

Формальные и неформальные итоги забастовки на АвтоВАЗе Конструкции главного конвейера Волжского автозавода традиционно покрашены в оранжевый цвет – считается, что благодаря такому эргономическому решению у рабочих максимально концентрируется внимание, а поэтому, соответственно, не только снижается травматизм, но и повышается производительность труда.

Но флагману отечественной автомобильной индустрии сегодня это помогает мало – завод переживает очевидный кризис. 110 тысяч новых машин забили товарные склады. И дело здесь не только в сезонном летнем падении спроса – «тазики» (так называют на ВАЗе свою продукцию), включая новейшие модели «Калина» и «Приора», банально не выдерживают конкуренции со стороны буквально всех иномарок по соотношению «качество/цена».
Тем более что большинство зарубежных автогигантов, обходя протекционистские таможенные пошлины, организовали на территории России собственные сборочные производства. И зарплата рабочих там оказывается даже выше, чем на АвтоВАЗе.
Новое руководство тольяттинского автогиганта, пришедшее на завод в начале 2005 года, пытается выйти из ситуации по банальным рыночным рецептам: избавиться от непрофильных расходов, прежде всего  социальных, перебросив заботу о детсадах, поликлиниках и прочей нерентабельной «мелочовке» на плечи муниципальных властей.
В ответ рабочие, и без того придавленные стремительным ростом цен на все и вся, требуют повышения зарплаты – хотя бы до обещанных на недавних выборах 25 тысяч рублей.
Разумеется, требуют не все – инициатором пробной забастовки стал профсоюз «Единство», в котором состоит не более 1% 110-тысячного трудового коллектива ОАО «АвтоВАЗ», а профком, объединяющий 95% рабочих и служащих, занял в данном конфликте нейтральную позицию. Реально в забастовке 1 августа приняло участие не более 450 из ожидавшихся четырех с половиной тысяч человек – рабочих цехов «Мотор-3», 45-2 и 46-1. Вместо анонсированных десяти дней забастовка продолжалась всего три часа – с 11.00 до 14.00. Главный конвейер не останавливался, а количество некомплектных вследствие забастовки машин составило всего 450 штук. Соответственно требования рабочих администрацией ОАО «АвтоВАЗ» выполнены не были, а участники забастовки рассматриваются ею как банальные нарушители трудовой дисциплины.
Но это – формальные итоги акции. А есть еще и неформальные.
Во-первых, «забастовка на ВАЗе» была максимально «пропиарена» буквально всеми средствами массовой информации – что уже минус нынешнему руководству, позволившему «вынести сор из избы».
Во-вторых, поддержка «микрозабастовщикам» – по крайней мере, моральная – была оказана как официальными политиками разного уровня и партийной принадлежности, связанными с Тольятти и Самарской областью, от «Единой России» до коммунистов и ЛДПР, так и левыми «неформалами», организовавшими пикеты у представительства ОАО «АвтоВАЗ» в Москве.
В-третьих, руководство автозавода явно «дернулось», задействовав местные силовые структуры против людей, обозначенных как публичные «устроители» забастовки. Так, вечером в пятницу 28 июля в раздевалке после смены нарядом милиции был задержан активист «Единства», сварщик цеха 48-2 Антон Вичкунин. Причинами задержания, согласно официальному обвинению, стали «препятствие действиям милиции и нецензурная брань».
Вопрос: как оказались и что делали сотрудники МВД в рабочей раздевалке цеха? Или там у них уже постоянный «блокпост»? В понедельник вечером Антон был отпущен домой, зато с грузом листовок арестован другой активист «Единства» – Александр Афанасьев. 29 июля на вокзале в Москве был изъят направляемый в Тольятти тираж газеты «Рабочая демократия» (издание маргинальной Революционной рабочей партии) и арестован представитель РРП Михаил Дороненко. Были задержаны и четыре столичных пикетчика из молодежных левых организаций (АКМ и СКМ). То, насколько грамотно были раскручены эти инциденты, заставляет предположить, что протестные настроения рабочих, вызванные неблагоприятной социально-экономической обстановкой в городе Тольятти, где буквально парализована местная «вертикаль власти» (Гордума не работает, мэр под арестом), будут раскручиваться и использоваться в политических целях. Об этом почти прямо говорят представители руководства ОАО «АвтоВАЗ», утверждая, что зарплаты на заводе повышаются в полном соответствии с колдоговором, а обещанное «Единой Россией» их увеличение до 25 тысяч в настоящее время физически невозможно.
Действительно, кто виноват, что на заводе долгие годы правили бал бездарные управленцы, получавшие зарплаты в десятки и сотни раз больше, чем рабочие и инженеры? Что выпускаемые модели автомобилей отстали от западных как минимум на два десятка лет? Что ВАЗ буквально загнан в тупик, выход из которого чреват катастрофическими издержками? И  главное – что делать?
Похоже, ответов на эти вопросы у нынешнего руководства нет. А поэтому оно вполне может оказаться заложником не только политических предвыборных игр, но и спецопераций со стороны глобальных конкурентов, которые вовсе не против разжечь на АвтоВАЗе непрерывные «оранжевые эволюции», чтобы потом скупить его активы по дешевке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter