Посмотрели, как работает первая в стране безэховая камера для тестирования электротранспорта

Опытный образец: сработано без помех!

С каждым годом техника становится сложнее, увеличивается ее ассортимент. Автомобили, оснащенные всевозможной электроникой, смартфоны, бытовая техника, умные дома… Чтобы обеспечить бесперебойную работу всех электронных средств, прежде чем они попадут в руки потребителя, их необходимо испытывать по параметрам электромагнитной совместимости. Проверить электрочайник можно в небольшой лаборатории, двенадцатиметровому электробусу нужны просторы. До этого года белорусские предприятия вынуждены были отправлять свою крупногабаритную продукцию на испытания за рубеж. И переплачивать в разы. 


Открытия в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации (БелГИСС) Госстандарта новой радиобезэховой камеры, в том числе для такого промышленного оборудования и транспортных средств, с нетерпением ждали не только наши производители и научная среда, но и зарубежные компании и разработчики. «Р» побывала на площадке и посмотрела за ходом испытаний, а также узнала, какая продукция уже прошла их.

Большим испытаниям — большие площади

Радиобезэховая камера, утверждают в БелГИСС Госстандарта, практически уникальная на территории ЕАЭС и СНГ. При этом для развития машиностроения, электроэнергетики, электротехники, оптики такой объект — критически важная составляющая. Почему?

Она предназначена для испытаний продукции по электромагнитной совместимости — определения уровней излучаемых радиопомех и устойчивости к их воздействию. Они необходимы для подтверждения соответствия обязательным требованиям для доступа на рынок ЕАЭС и других стран, а также для повышения технического уровня и качества техники. До сих пор белорусский производитель направлял, например, электротранспорт в страны Евросоюза для испытаний, что минимум в два раза дороже. Плюс логистика. Своя лаборатория — это экономия десятков тысяч евро и, что немаловажно, времени. Специалисты говорят, процесс прохождения испытаний ускоряется не менее чем в пять раз.

БелГИСС и ранее проводил испытания продукции на электромагнитную совместимость, но не мог испытывать на своей базе крупногабаритную технику. Теперь такая возможность есть: новая испытательная площадка способна принять, например, транспортные средства всех категорий с общей массой до 20 тонн и габаритными размерами 20 х 4 х 4 м.

Радиобезэховая камера, утверждают в БелГИСС Госстандарта, практически уникальная на территории ЕАЭС и СНГ. 

Впрочем, сама камера — это то, что лучше один раз увидеть. Огромное помещение, стены которого со всех сторон оснащены специальными пирамидками из радиопоглощающего материала, большие антенны — что-то из космической тематики.

— Действительно, в подобных лабораториях можно тестировать и обычный электрочайник, и приборы космического назначения, — подмечает начальник испытательного центра БелГИСС Роман Мордашов. — Нахождение в камере человека во время проведения испытаний на помехо­устойчивость исключено — создается поле, излучение которого вредно. Поэтому камера имеет металлический экран, обшитый специальным гибридным поглощающим материалом. Так создаются условия для наиболее корректных измерений. Ход испытаний отслеживается через операторскую.

Лаборатория оснащена современным оборудованием — антенны, усилители, генераторы, измерительный приемник и другое. объект создавался при финансовой поддержке Правительства.

В операторской полностью контролируется цикл испытаний.

Таков и спрос

С момента открытия лаборатории не прошло и месяца, а здесь уже прошли, например, испытания опытного образца электромобиля и двух мотоциклов белорусского изготовителя, снегохода российского. 

Заказы не заставляют себя ждать. Начальник лаборатории Олег Муравьев посвящает в ближайшие планы:

Испытания транспортных средств подразделяются на две части — помехоэмиссия и помехоустойчивость.
— Поступила заявка на испытания мотоциклов российского производства. В начале февраля ждем еще две новые модели электробусов «Белкоммунмаш», в феврале — марте — автобус и грузовик МАЗ, а также технику МЗКТ и технику специального назначения. 

Вообще, перспективы у лаборатории большие, но в детали нас не посвящают. Говорят, пока нужно наработать опыт. 

— Проблема электромагнитной совместимости становится актуальнее во всем мире и будет актуализироваться с учетом развития цифровых технологий, электротранспорта. «Объем испытаний со временем увеличится», — считает Олег Муравьев с позиции 10-летнего опыта.

Кстати, еще одно преимущество радиобезэховой камеры — проведение испытаний опытных образцов. Директор — главный конструктор научно-производственного центра «Белкоммунмаш» Олег Быцко на открытии посвятил в детали:

— Электротранспорт — инновационный продукт, требования к которому постоянно растут и ужесточаются. Производство начинается с проектирования. Очень важно на этой стадии определить правильное направление, все риски, которые возможны при изготовлении продукции. Проверка продукции на стадии изготовления опытного образца, своевременное устранение каких-либо нюансов обеспечивает успех на рынке и быстрые выходы на него.

На проверку становись

Мы приходим в удачное время: сейчас в лаборатории испытываются два мотоцикла белорусского производителя. Вообще, испытания транспортных средств подразделяются на две части — помехоэмиссия и помехоустойчивость. Как человеку, далекому от физических терминов, Олег Муравьев объясняет: помехоустойчивость — когда создается поле, которое воздействует на электронные системы транспорта и проверяется их работоспособность, помехоэмиссия — это помехи, которые создает транспортное средство. 

— Все начинается с подготовительных процедур. И зачастую они длятся дольше непосредственно испытаний. Нам нужно оценить документацию, изучить, как работают электронные системы, будут ли они функционировать в должном режиме после проведения испытаний на помехоустойчивость, — рассказывает начальник лаборатории.


Так как испытуемые мотоциклы имеют двигатель внутреннего сгорания, для выхлопных газов предусмотрен отвод. Их проверят в разных режимах работы — с включенным зажиганием и работающим двигателем. Олег Муравьев подготавливает первый мотоцикл: включает освещение, аварийный сигнал, электронную панель индикации. И рассказывает:

— У любого электронного сборочного узла в транспортном средстве есть рабочие частоты. Мы воздействуем на них полем с напряженностью 30 вольт на метр и тем самым проверяем помехоустойчивость. Соответственно, если узел неустойчив, то произойдут сбои. Эти испытания намного сложнее, чем измерение помехоэмиссии. Заранее спрогнозировать, сколько времени они займут для каждого образца, достаточно сложно.

Но в зависимости от типа транспорта испытания проводятся от 3 до 14 дней, дополняет начальник испытательного центра Роман Мордашов. Например, два мотоцикла проходят испытания в течение примерно 3–4 дней, электробус — дольше, ведь в нем множество электронных сборочных узлов: бортовые компьютеры, система мониторинга местоположения и так далее.

«Мозг» лаборатории

В операторской полностью контролируется цикл испытаний, состояние и работоспособность всех электронных систем, которыми оснащено транспортное средство.

— Измерительный приемник, ноутбук для дистанционного управления всеми средствами измерения, система видеонаблюдения, управления антенной мачтой, система аудио для регистрации звуковых сигналов из камеры, — перечисляет Олег Муравьев. — За счет современного оборудования одно измерение помехоэмиссии занимает около 10 минут. Но мы должны измерить транспортное средство со всех сторон, а также в вертикальном и горизонтальном положении.


Итак, запускаем измерения, чтобы посмотреть, какие данный образец излучает помехи в пространство. На экране в режиме онлайн строятся две — красная и зеленая — линии графика. Смотрим результаты для детектора средних значений. В данном случае они не превышают норму.

— На любом рынке транспортные средства должны пройти процедуру утверждения типа, чтобы удостовериться, что они соответствуют необходимым требованиям. «Эти мотоциклы испытываются в рамках утверждения типов соответствия Правил ООН № 10», — объясняет начальник испытательного центра БелГИСС Роман Мордашов.

После испытаний производитель мотоциклов получит протокол, где указывается лаборатория, ее аттестат аккредитации, условия проведения испытаний, инструменты, модель и наименование образца, другие его идентификационные признаки, результаты — параметры и соответствие либо несоответствие требованиям. Если все испытания транспортное средство прошло, его тип утверждается, и оно имеет право реализовываться на рынках 56 стран, которые сегодня являются участницами соответствующего соглашения.

К слову, и для продукции машиностроения, электротехники и другого оборудования БелГИСС имеет возможность признания за рубежом результатов проводимых испытаний.

КОМПЕТЕНТНО

Валентин Татарицкий, председатель Государственного комитета по стандартизации:

– Государство как никогда уделяет внимание качеству производимой продукции. Обеспечить качество без достоверных испытаний сегодня не представляется возможным. Этот современный испытательный комплекс – прорывное направление для наших машиностроителей, для промышленности, для науки. Площадка позволит проводить испытания техники различного назначения на соответствие обязательным требованиям, которые действуют не только в рамках ЕАЭС, но и в мире, в первую очередь, Евросоюзе.

Создание радиобезэховой камеры осуществлялось при финансовой поддержке государства в рамках реализации Государственной инвестиционной программы на 2020 год.

Испытательная площадка позволит отечественным изготовителям снизить стоимость испытаний и сократить время на их проведение. Также она поможет им с меньшими затратами проводить исследования, необходимые при разработке и постановке на производство новой продукции, которая будет востребована в том числе за пределами Беларуси. Строительство комплекса завершилось в рекордные сроки – в течение 2020 года.

malyshchyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter