Опытным путем

Наука всегда впереди. В вопросах экологии – не исключение. Мы расскажем о нескольких разработках, созданных молодыми учеными и исследователями, которые помогают сделать мир чище, а наше пребывание в нем – безопаснее.  

Наука всегда впереди. В вопросах экологии – не исключение. Мы расскажем о нескольких разработках, созданных молодыми учеными и исследователями, которые помогают сделать мир чище, а наше пребывание в нем – безопаснее.

 

Зеленый ковер на песке

В арсенале сотрудников лаборатории ионного обмена и сорбции Института физико-органической химии Национальной академии наук не одна научная разработка.

Ведущий научный сотрудник Евгений Косандрович демонстрирует материал на основе волокнистого ионита (уж очень он напоминает салфетку для кафеля):

– Такой материал используют в средствах индивидуальной защиты – масках, костюмах. Если бы я сейчас работал в хлопчатобумажном халате, который защищает только от брызг, и на него вдруг попала кислота или щелочь, вещь могла быть безвозвратно испорчена. Одежда из ионита нейтрализует опасные вещества. Но и это еще не все. Разработанная нами сорбирующая ткань защищает и от паров. Этот материал используется и при производстве особо эффективных фильтров для «чистых комнат». В таких помещениях, например, работают электронщики. Микропроцессоры, с которыми они имеют дело, настолько малы, что даже незначительный химический фон может повлиять на качество продукции. Наша разработка помогает создать практически стерильные условия.

А вот ионитные почвы обещают произвести настоящую революцию. БИОНА (так химики назвали свое ноу-хау) – это не что иное, как заменитель грунта. Даже небольшая его добавка к почве увеличивает урожайность в разы. Ради эксперимента в крохотном цветочном горшке чудо-почвы ученые высадили кукурузу. Поливали только дистиллированной водой. И растение вымахало под два метра и весит 750 граммов. Таким образом, заменитель грунта можно использовать не только в сельском хозяйстве, но и на приусадебном участке. Да и для сохранения окружающей среды БИОНА – вещь незаменимая. Достаточно добавить субстрат в чистый песок, особенно там, где есть «плывуны», – и на нем вырастет буйный травяной ковер.

 

Вторая жизнь вольфрамовой нити

Куда можно приспособить перегоревшую лампочку? Сайты для начинающих дизайнеров предлагают сделать из нее новогоднюю игрушку, светильник и даже аквариум для рыбок. Но все же большинство людей, не обнаружив в себе ни грамма призвания к творческой профессии, отправляют стеклянную грушу в мусорное ведро.

Девятиклассница из Клецка Александра Пилат уверена, что перегоревшие лампочки выбрасывать не стоит – из них можно извлечь молибден. Этот химический элемент в основном используется в металлургии. Он же входит в состав удобрений. Нужно всего 11,3 килограмма молибдата аммония, чтобы обработать 32 гектара полей. И пшеница с картошкой сразу пойдут в рост.

Свои исследования Александра начала год назад, когда на уроке химии учитель Майя Сельванович стала объяснять ученикам тему «Металлы». Педагог предложила способной ученице заняться молибденом. Идею поддержали и школьники, и учителя: даже объявили акцию по сбору вторсырья. Полученное в химлаборатории удобрение испытывали на растениях в классе и школьном коридоре. Судя по роскошным листьям и ярким цветам, эффект от подкормки потрясающий.

Разработка Александры вошла в топ-10 лучших проектов республиканской акции «100 идей для Беларуси». 

Почивать на лаврах последователь Менделеева не собирается. Ведь в лампочках, оказывается, есть еще полезные и нужные вещи. Например, вольфрамовая нить. Если смешать ее с кремнеземом (проще говоря, песком) и подогреть на полиэтиленовой пленке, то получится... абразивная губка, которой хозяйки наводят блеск на кастрюлях и чайниках. Но это уже тема ее следующей научной работы.

 

Вода мертвая, вода живая

У очаровательной заведующей лабораторией кафедры химии и химической технологии факультета биологии и экологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы Маргариты Рязановой объект научных исследований совсем неромантичный – сточные воды из городской канализации.

Однако сей факт не делает исследования молодого ученого менее важными и нужными. В чем их суть? Чтобы очистить воду от загрязнения (вспомним, что мы отправляем дома в раковины и унитазы), на очистных сооружениях используют помощников – микроорганизмы, которые живут в иле и с удовольствием поедают все, что мы им «поставляем». После этого вода – как из родника. Но частенько состав и объемы Н2О меняются – увеличивается содержание тяжелых металлов, жиров, нефтепродуктов. Маленькие чистильщики не справляются со своими обязанностями и погибают.

– Самая распространенная причина сбоев в работе – нитчатое вспухание ила, когда опасные организмы начинают разрастаться. Очистка идет не так эффективно, – разъясняет Маргарита Рязанова. – Российские ученые предложили решать проблему с помощью специальных химических веществ. Мы же вместе с моим научным руководителем Галиной Юхневич взялись изучить, как влияет такая обработка не только на количество нитчатых микроорганизмов, но и на состав ила в целом. Методику наших коллег уже используют на практике, поэтому мы исследовали воду из очистных сооружений города. Оказалось, что все химические добавки идут на пользу, активность микроорганизмов повышается в два раза.

Вполне вероятно, что исследования вузовских ученых станут основой для создания собственного аналога российской методики. Сейчас Маргарита решила переместить свои исследования в плоскость генетики, чтобы понять, как же все-таки микроорганизмы приспосабливаются к действию токсичных веществ.

 

Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН», из личного архива

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter