Опыт ценен повторением

Кооператоры страны будут бороться с кризисом по методу Белыничского  райпо

Подходы  кооператоров  Белыничского  райпо  по  повышению  эффективности  работы  торговой  отрасли  в  условиях  финансово-экономического  кризиса  одобрены  Правлением  Белкоопсоюза

Как уже сообщалось, опыт правления Белыничского райпо по выполнению в январе прогнозного показателя по розничному товарообороту был рассмотрен недавно на республиканском семинаре-совещании. Отмечалось, что успех достигнут за счет организации выездной торговли от базовых объектов, в том числе непродовольственными товарами и продукцией общественного питания, удлинения режимов работы магазинов, совершенствования управления товарными ресурсами и эффективной ассортиментной политики. В расположенном в райцентре универсаме «Ласточка» внедрена автоматизированная подача заявок поставщикам, применяется система скидок для покупателей, причем предусмотрены безналичные расчеты с использованием банковских карточек. В магазинах ТПС акцент сделан на совершенствовании технологии торговли непродовольственными товарами. Кроме того, действует система материального стимулирования работников прилавка за наращивание объемов реализации продукции собственного производства общественного питания.

На одном из последних заседаний Правления Белкоопсоюза было поручено обобщить и внедрить на местах в кооперативных организациях опыт белыничских кооператоров с целью обеспечения выполнения установленного прогнозного показателя развития розничного товарооборота, а также товарооборота общественного питания. Очень, на мой взгляд, правильное и свое­временное решение. Сегодня, как никогда, важно четко определиться в приоритетах, взяв на вооружение хорошо зарекомендовавшие себя подходы и приемы, направленные на повышение эффективности работы торговой отрасли. Ведь в минувшем году был создан надежный задел, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Напомню, что тогда был достигнут темп роста товарооборота в сопоставимых ценах 113,4 процента при доведенном задании 111 процентов. По итогам работы за 2008 год в отрасли торговли получено 27,5 миллиарда рублей прибыли — более 55 процентов от прибыли в целом по Белкоопсоюзу. Было бы, согласитесь, непростительно неэффективно использовать имеющийся потенциал. Между тем, как показывает анализ, не везде на местах оказались готовыми достойно противостоять вызовам времени, в результате чего в январе на прогнозный показатель розничного товарооборота вышли только Гродненский облпотребсоюз и 23 райпо. Кстати, Гродненский облпотребсоюз, а также 46 районных потребительских обществ обеспечили в первом месяце нового года и прогнозные темпы роста товарооборота общественного питания.

На заседании Правления Белкоопсоюза отмечалось, что в январе в целом по системе потребительской кооперации снижена реализация по 15 из 54 учитываемых товарных групп. Потери товарооборота при этом составили 6,5 миллиарда рублей. Не самым лучшим образом обстояло дело и с освоением выделенных товарных ресурсов. Это в свою очередь привело к тому, что по состоянию на первое февраля товарные запасы по сравнению с началом года снизились на один день торговли. Вот конкретные примеры, свидетельствующие о том, что в отдельных кооперативных организациях не все благополучно с ассортиментом. В частности, на момент проверки в феврале торговой сети Ляховичского райпо отсутствовали в продаже пресервы рыбные «Санта-Импекс», минеральная вода «Фрост», кондитерские изделия «Витьба», пиво «Криница» и «Лидское»… В Бобруйском райпо — цельномолочная продукция «Бабушкина крынка», зефир, халва весовая «Красный пищевик». Аналогичные недостатки были выявлены также в торговой сети Ганцевичского райпо.

Опыт Белыничского райпо показал эффективность выездной торговли при грамотной постановке дела. Однако, как отмечалось, всеми облпотребсоюзами, за исключением Витебского, не выполнено в полном объеме доведенное на февраль задание по привлечению автотранспорта для организации такого рода деятельности. К тому же однодневный товарооборот выездной торговли на единицу автотранспорта составляет в среднем по облпотребсоюзам от 0,2 до 0,5 миллиона рублей при доведенном задании не менее 1 миллиона рублей. Игнорируется на местах в ряде случаев и требование Правления Белкоопсоюза по продлению режимов работы магазинов в райцентрах и на центральных усадьбах сельхозпредприятий.

Большие резервы по наращиванию объемов товарооборота имеются на рынках. Подтверждением тому — Центральный рынок Гомельского облпотребсоюза в областном центре, где кооператоры располагают значительным количеством торговых мест. В результате среднемесячный товарооборот составляет 1,4 миллиарда рублей и 100 миллионов рублей — в филиале рынка в городском поселке Костюковка. Так бы везде, однако с сожалением приходится констатировать, что удельный вес торговых мест потребительской кооперации только по 17 основным рынкам в областных центрах, городах областного подчинения и райцентрах не превышает 3 процентов от общего количества.

Не совсем удачно, используя спортивную терминологию, стартовала в новом году и отрасль общественного питания. В январе не было выполнено задание по отпуску в розничную торговую сеть собственной продукции, по производству и реализации кондитерских и сдобно-булочных изделий. Есть также обоснованные претензии к работе ряда магазинов «Кулинария», объектов придорожного сервиса. Судите сами: только 3 из 164 объектов придорожного сервиса имеют среднемесячный товарооборот более 70 миллионов рублей. Это кафе «Вираж» Лепельского, «Кировчанка» Кировского и «Новый остров» Рогачевского райпо. В подавляющем же большинстве таких предприятий общепита среднемесячный товарооборот составляет менее 10 миллионов рублей.

В общем, проблем предостаточно. Вместе с тем ситуация находится под контролем, и, надо полагать, предпринятые Правлением Белкоопсоюза меры по повышению эффективности работы отраслей торговли и общественного питания позволят не только наверстать допущенное отставание, но и обеспечить прорыв по всем направлениям. Программа действий доведена до конкретных исполнителей на местах. Всем необходимо уяснить, что опыт ценен повторением и только в этом — залог успеха.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter