Опыт ценен повторением

Состоялся семинар по инновациям в организации коопработы

В Мстиславском райпо с участием председателя Правления Белкоопсоюза Валерия Иванова состоялся региональный семинар-совещание по внедрению новых форм в организации кооперативной работы

Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте Мстиславского района составляет 54 процента. Несмотря на предстоящее усиление конкурентной борьбы в связи со скорым приходом на местный рынок товаров и услуг крупной торговой сети «Евроопт», в райпо не намерены сдавать свои позиции. Упреждая возможное негативное развитие событий, здесь активно работают над повышением эффективности во всех отраслях кооперативной деятельности. Инновационный подход в сочетании с традиционными методами позволяет получать неплохие результаты: обеспечена положительная динамика развития и финансовая стабильность кооперативной организации. Поэтому не случайно именно Мстиславское райпо было выбрано местом проведения кустового семинара-совещания с участием председателя Правления Белкоопсоюза Валерия Иванова, работников аппарата управления кооперативного ведомства, руководства Могилевского облпотребсоюза и входящих в его структуру райпотребобществ. 

В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто — услышать». В справедливости этого утверждения еще раз могли убедиться участники семинара после ознакомления с состоянием дел на объектах потребкооперации Мстиславского райпо. По словам Валерия Иванова, такое общение полезно во всех отношениях, поскольку некоторые руководители «засиделись в кабинетах» и недостаточно четко представляют реальную обстановку на местах. В этом смысле кооператорам надо брать пример с торговых сетей, которые постоянно, что называется, держат руку на пульсе. Причем, считает Валерий Николаевич, вовсе не обязательно строить новые объекты. В потребкооперации достаточно уже действующих торговых и прочих предприятий. Другое дело, что эффективность их работы в ряде случаев оставляет желать лучшего. Поэтому очень важно обобщение и распространение передового опыта, который наверняка имеется в каждом районе. В определенной мере этому будут способствовать кустовые семинары-совещания, их предполагается провести во всех областях республики. Первому такая честь выпала Могилевскому облпотребсоюзу, который несколько последних лет находится в верхних строчках рейтинга в Белкоопсоюзе. Почему выбор пал на Мстиславль? Ответ очевиден: в райпо ведется целенаправленный поиск и внедрение новых эффективных форм и методов работы. Как следствие, за четыре месяца получено 875 миллионов рублей чистой прибыли, что гораздо выше аналогичного прошлогоднего периода. Рентабельность продаж составила 1,62 процента, и тоже прослеживается положительная динамика. Как и по наличию собственных оборотных средств, которые по состоянию на начало мая достигли почти 6,4 миллиарда рублей с учетом долгосрочных кредитов.

— Мы должны идти к людям со своей продукцией, предлагать более выгодные условия, и тогда у покупателей не будет стоять проблема выбора между магазинами потребкооперации и «Евроопта», — подчеркнул Валерий Иванов.

Так и поступают в Мстиславском райпо, оперативно реагируя на вызовы времени. Показателен в этом отношении агрогородок Ходосы, где потребкооперация по-прежнему занимает доминирующее положение. В населенном пункте с численностью жителей более 1,8 тысячи человек представлены различные формы собственности в сфере торговли и услуг. Тем не менее серьезной конкуренции и теперь, и, судя по всему, в обозримом будущем не предвидится, настолько сильны здесь позиции кооператоров. Взять, к примеру, продовольственный магазин № 69, с посещения которого начался семинар. Это типичный универсам, каковых множество в системе потребкооперации республики, с торговой площадью 160 квадратных метров. Размер, конечно, имеет значение, но еще большее — умение организовать дело настоящим образом. Об эффективности предпринимаемых мер свидетельствует хотя бы тот факт, что после замены в апреле этого года островных горок на паллеты однодневный оборот по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 13,9 процента и составил 16,4 миллиона рублей.

Аналогичные подходы культивируются и в магазине «Хозтовары». Должен заметить, что по ассортименту он не уступает некоторым расположенным в райцентрах специализированным предприятиям торговли. Между тем покупателей обслуживает только один продавец с исполнением обязанностей заведующей Инна Щуро. В апреле розничный товарооборот составил 80,7 миллиона рублей и имеет тенденцию к увеличению. Участники семинара обратили внимание на объявление, из которого следовало, что, став пайщиком, можно сэкономить до 3,8 процента при получении товаров. Местные жители оценили нововведение. Недавно, в частности, поступила заявка на приобретение на таких условиях холодильника, и процесс, как говорится, набирает обороты.

Хорошо поставлена в Ходосах и работа заготовителей. В тамошний приемно-заготовительный пункт действительно не зарастет народная тропа. Хотя открылся он совсем недавно, заготовитель Галина Чайкина не жалуется на отсутствие посетителей. И вот результат: только в мае было заготовлено 1,2 тонны макулатуры, 1,3 — стеклобоя, 150 килограммов текстильных материалов. Впрочем, только этими видами перечень не ограничивается, принимаются также полиэтилен, отходы черных и цветных металлов. Валерий Иванов лично проинспектировал приемно-заготовительный пункт. Его прежде всего интересовали такие вопросы, как график работы, порядок расчетов со сдатчиками, организация закупок у населения излишков сельхозпродукции и сырья, дикорастущих и грибов, металлолома. Судя по всему, нынешний заготовительный сезон здесь пройдет успешно. Заведующая приемно-заготовительным пунктом пояснила, что необходимая информация, в том числе и по закупочным ценам, размещена даже в местных газетах в соседних районах.

Продукция заготовок в основном реализуется в расположенном на рынке райпо магазине «Сельхозпродукты». По этому поводу руководитель кооперативного ведомства заметил, что, поскольку на крестьянском подворье наметилась тенденция содержания вместо свиней пернатой живности, надо умело использовать этот шанс. Логика здесь простая: если курица-несушка приносит ежедневно по одному яйцу, то, возможно, это выгоднее, чем откорм хрюшки. В любом случае, считает Валерий Николаевич, заготовители должны полностью взять у сельских жителей продукцию. Причем, как верно заметил председатель правления Могилевского облпотребсоюза Сергей Шуркало, только отменного качества. Очень, согласитесь, существенное уточнение.

Скотоубойный пункт райпо был сдан в эксплуатацию в 1987 году. В структуре кооперативной организации ему отводится особое место. Ведь от успешной работы пункта напрямую зависит бесперебойное обеспечение мясом торговой сети, а также собственного производства для выпуска колбасных изделий и полуфабрикатов. В минувшем году был выполнен текущий ремонт производственных и холодильных помещений, благоустроена прилегающая территория, приобретены технологический инвентарь и оборудование. Эти и другие предпринятые меры позволили выпускать конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Конечная цель — внедрение системы НАССР, после чего появится возможность осуществления поставок за пределы республики.

По информации председателя правления Мстиславского райпо Елены Саперовой, за четыре месяца переработано 846 голов КРС и 311 свиней. Всего произведено 150,8 тонны мяса и субпродуктов. Темп роста — 204,9 процента в сопоставимых ценах. После получения в марте этого года экспортного номера для убойного цеха за пределы республики уже поставлено 34,5 тонны говядины мороженой на сумму 119,9 тысячи долларов США. Сырье в основном из сельхозпредприятий района. Поскольку расчеты осуществляются своевременно, каких-либо проблем не возникает.

— В некоторых райпо о подобном перерабатывающем предприятии могут только мечтать, — констатировал Валерий Иванов. — Поэтому привозите скот в Мстиславль, работайте вместе и получите обоюдную выгоду, — призвал он руководителей кооперативных организаций Могилевщины.

В свою очередь руководству Мстиславского райпо Валерий Николаевич поручил уже в ближайшие выходные организовать торговлю собственной продукцией на центральном рынке в Могилеве. Причем это не единичная акция. Данное требование распространяется на все без исключения районные потребительские общества региона, которые по очереди будут по выходным «выставляться» на рынке в областном центре.

Торговый дом «Мстиславль» — визитная карточка райпо. В его состав входят универсам с общей площадью 400 квадратных метров, промышленные отделы «Одежда», «Парфюмерия и галантерея», «Ювелирный» и кафетерий. В каждом из структурных подразделений имеются свои особенности в работе, а общим является нацеленность на высокий конечный результат. Такой подход себя полностью оправдал, что и отметили участники семинара. В апреле этого года, например, в универсаме островное оборудование было заменено на паллеты. Затраты на реконструкцию составили 84 миллиона рублей. Сумма, согласитесь, не астрономическая, а вот эффект получен неплохой: однодневный товарооборот увеличился на 33,2 процента, или 18,1 миллиона рублей. В натуральном выражении реализация свежих овощей возросла в два раза, субтропических и тропических фруктов — на 21 процент, цитрусовых — на 26, соков — на 30, пива — на 22, масла растительного — на 16 процентов. Комментарии, думается, излишни. По словам Елены Саперовой, если в апреле розничный товарооборот в универсаме был 2 миллиарда 250 миллионов рублей, то в мае достиг 2,5 миллиарда.

В мае этого года по соседству с торговым домом появился еще один оригинальный объект. В здании бывшего пивбара «Ромашка» открылась фирменная секция ОАО «Спартак». Даже пивной дух уже успел выветриться из небольшого по размерам помещения, в котором теперь витают исключительно сладкие ароматы. Обслуживает покупателей продавец Жанна Симанович, которая не устает расхваливать представленную здесь продукцию. Теперь местные жители и гости райцентра могут отовариваться кондитерскими изделиями в широком ассортименте, причем по приемлемым ценам. В соответствии с достигнутыми договоренностями предусмотрены скидки с отпускной цены на поставляемую продукцию в размере не менее 10 процентов. Кроме того, ОАО «Спартак» позаботилось о предоставлении специализированного фирменного оборудования, наружной рекламы, а также предоставляет товарный кредит на срок фактической реализации поставленной партии товара. Отсрочка платежа — не менее 50 календарных дней. На все кондитерские изделия райпо установило торговую надбавку в размере 15 процентов, что способствовало росту популярности фирменной секции у покупателей. Уже в первый месяц работы получено 80 миллионов рублей товарооборота, и это не окончательная цифра. Дело в том, что по договору с ОАО «Спартак» кооператоры имеют возможность расширить ассортимент товаров за счет привлечения сторонних поставщиков. Правда, их удельный вес ограничен 10 процентами. Тем не менее уже в ближайшее время в продаже появится продукция «Коммунарки» и будет организована торговля элитными алкогольными напитками.

Среди объектов общественного питания, с работой которых ознакомились участники семинара, стоит, пожалуй, выделить кафетерий «Бриз». Здесь всего два штатных работника — буфетчик и повар, но берут, как известно, не числом, а умением. А вот с этим, на мой взгляд, все в порядке, профессионализма им не занимать. Надо было видеть, как под придирчивым взглядом Валерия Иванова, от которого не ускользали даже малейшие огрехи, женщины приготовили оригинальные фирменные коктейли. От одних названий голова идет кругом — «Бомба», «Маршал»… А уж после дегустации и вовсе отпадают всяческие сомнения относительно мастерства тех, кто их приготовил. К тому же и цены на коктейли вполне демо-кратичные, что тут же было отмечено. В нынешнем году для повышения качества обслуживания посетителей были приобретены кофе-машина и телевизор, что позволило «Бризу» достойно конкурировать с расположенным неподалеку частным заведением.

Подведение итогов семинара проходило в актовом зале райисполкома с участием главы районной администрации. Валерий Иванов выделил три основных направления, которые были поставлены во главу угла: торговля, заготовки, экспорт. Председатель Правления Белкоопсоюза с удовлетворением констатировал, что опыт мстиславских кооператоров по организации такой работы заслуживает всяческого внимания и обобщения. Ведь хотя в целом по Белкоопсоюзу ситуация несколько улучшилась, но на местах картина пестрая, и еще далеко не все сделано по безусловному выполнению установленных прогнозных показателей развития. Валерий Николаевич напомнил, что в январе главой государства перед кооператорами была поставлена задача по выходу на 150 процентов роста экспорта к уровню 2013 года. Это порядка 100 миллионов долларов США, или примерно по 1,5 миллиона долларов на одно райпо. Цифра, в общем-то, не такая уж и большая, но, к сожалению, в отдельных районных кооперативных организациях до сих пор даже не приступили к экспортным поставкам. Между тем импортная составляющая имеет место быть. И если прежде удавалось сохранять положительное сальдо, то заслуга в этом в первую очередь звероводческой отрасли. Между тем мировые цены на пушнину снизились, и необходимо чем-то заполнить образовавшуюся нишу. Сделать это могут только райпо, на которые и ляжет основная экспортная нагрузка.

Валерий Иванов не без оснований считает, что Могилевский облпотребсоюз, который является одним из лучших в Белкоопсоюзе, успешно справится с возложенной на него миссией. Однако это вовсе не означает, что на местах уже все сделано, как того требует ситуация.

— Бывая в кооперативных организациях, — отметил Валерий Николаевич, — нередко приходится сталкиваться с недостатками, которые, как говорится, лежат на поверхности, и их устранение незамедлительно дает хороший эффект.

Залог успеха — в организации труда, строгом соблюдении финансовой и исполнительской дисциплины. Ведь, по мнению Валерия Иванова, любая система должна быть управляемой, и потребкооперация в этом смысле тоже не составляет исключения. Между тем кое-кто вместо наведения порядка предпочитает, образно говоря, ловить рыбку в мутной водице. Бесконечно так продолжаться не может, и если установлено, что в действиях такого, с позволения сказать, горе-руководителя нет злого умысла, его надо просто поддержать и указать нужное направление. С этой целью и было принято решение о проведении кустовых семинаров-совещаний, и первый блин, что очень приятно, не оказался комом. Подобные семинары пройдут во всех областях республики. Эстафету от Могилева, например, примет Витебский облпотребсоюз.

— Мы находимся в разных весовых категориях с конкурентами, — подчеркнул Валерий Иванов. — У нас имеется серьезная материально-техническая база, тогда как те приходят на голое место и начинают работать. Ассортимент примерно одинаковый, хотя, когда начинаешь скрупулезно разбираться, там больше импорта. Между тем в потребкооперации в основном отечественные товары.

Валерий Николаевич поделился своими впечатлениями о работе обновленного брендового магазина «Родны кут» Белкоопсоюза, куда он регулярно наведывается. С удовлетворением констатировал, что отзывы покупателей, как правило, только положительные. А ведь, по большому счету, всего-навсего сделали перепланировку, по новой методике расставили товары, и результат, как говорится, налицо. Недостаточно, считает Валерий Иванов, кооператоры используют и такой мощный внутренний резерв, как наличие продукции собственного производства. Что касается цен на товары, то они в основном одинаковые, а по ряду позиций даже ниже, чем у конкурентов.

— Покупатели говорят, что в каждом магазине потребкооперации должен быть «уголок Европы», как это сделано в «Родным куце» Белкоопсоюза, — поделился своими наблюдениями Валерий Николаевич.

Пожелание, согласитесь, заслуживающее внимания. А помочь кооператорам в этом, на мой взгляд, сможет недавно созданный на базе «Белкоопвнешторга» оптово-логистический центр. В работе семинара приняла участие первый заместитель директора предприятия Светлана Субботина, которая предоставила исчерпывающую информацию по всем направлениям его деятельности, ответила на многочисленные вопросы. За каких-то два месяца с момента образования заключено более 300 договоров с поставщиками, предпринимаются меры по конкурентоспособности оптово-отпускных цен. Однако это улица с двусторонним движением. Успех возможен только при взаимной с кооперативными организациями на местах заинтересованности по совершенствованию оптовой деятельности. Судя по настроению участников семинара, они также разделяют такую точку зрения. Какие-то шероховатости, безусловно, неизбежны, но они будут постепенно стираться по мере установления цивилизованных отношений по всей цепочке продвижения товаров от поставщиков до потребителей.

Фото: Александр РУДНИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter