Опыт как сын ошибок трудных

Наблюдать за работой Юрия Шевцова во время матчей нашей сборной на чемпионате мира во Франции не менее интересно, чем следить за действиями самих гандболистов. Будь я режиссером–документалистом, непременно снял бы о Юрии Анатольевиче эмоциональное кино, вкрутив в сюжет весь его жизненный замес. И юношеское становление, и славную карьеру игрока, и тренерство, лихим карьерным зигзагом которого стал поворот, решиться на который мог только человек отчаянный и смелый, любящий не себя в гандболе, а гандбол в себе. Смена сытой Германии и работы с лучшими клубами бундеслиги на должность главного тренера сборной Беларуси, пребывающей в тот момент в прямом смысле слова у разбитого корыта, — это просто сага. Сквозь призму личности не кино получилось бы, а эпохальный срез значительной части истории всего белорусского гандбола.


Шевцов во время игры эмоционален и неповторим. Не во время каждой, конечно, иначе давно сгорел бы в пепел, но в моменты переломные, судьбоносные он не просто присутствует на площадке рядом с каждым своим подопечным бесплотной тенью, он игрой живет. Поединок с хорватами на чемпионате мира, который наша сборная проиграла, мне представляется именно таким — судьбоносным и переломным. И Шевцов на тренерском месте бурлил: он танцевал странные танцы, прыгал и размахивал руками, его лицо непроизвольно строило гримасы, будто жило своей, отдельной жизнью, он раскачивался в такт каждому движению гандболистов, ловил мячи и бросал их по воротам. И при этом оставался самим собой — интеллигентом, который не срывается на крик, а мысль свою способен донести до ученика одним только, кажется, взглядом.

Жаль, никто не снял эти 60 минут жизни Юрия Шевцова в матче с хорватами — в мучительных и одновременно задорных тренерских пантомимах рождалась новая команда. Мне кажется, нужно быть немножко мудрее, иметь терпение и простить сборной Беларуси на этом этапе становления шероховатости и нестыковки, ошибки и поражения. Потому что есть горящие глаза молодых, зажженные потрясающей тренерской харизмой и непререкаемым авторитетом мастера. Не будем забывать, что наша сборная осталась без лидера и именно лидера не хватило ей и для победы над сборной Чили, и в поединке с Хорватией, которая в нужный момент бросила в бой великолепного Дамагоя Дувняка, и он сделал свое дело. Но лидер будет. Он вырастет. Вернее, они вырастут, потому что, хочется верить, их будет несколько.


Контуры одного из них уже сейчас четко прослеживаются — Артем Королек стремительно приближает свой уровень к отметке игрока экстра–класса. Без всяких натяжек. После трех сыгранных на чемпионате мира туров он второй среди бомбардиров с процентом реализации бросков 77, то есть наш молодой линейный, который совсем недавно только дебютировал в сборной, забросил 23 раза из 30 попыток. Артем, к слову, имеет и лучший показатель игры в защите, что тоже о многом говорит. У Бориса Пуховского — 24 результативные передачи, он в этом показателе лучший игрок первенства. У того же звездного Дувняка — 18 пасов, он на втором месте, россиянин Павел Атьман из БГК имени Мешкова — третий, у него 17 передач.

Статистика — вещь упрямая. А она говорит, что в игре нашей сборной главная беда — защита. Один датчанин Хенрик Тофт сделал перехватов больше, чем вся наша команда, вместе взятая. Нет у нас живчика, каким раньше был Иван Бровко, не хватает активности и агрессивности. Ну и вратари, конечно. Парни стараются, но пока выручают мало. Визуальное наблюдение — это одно, а цифры — вещь упрямая. Немец Андреас Вольф, например, имеет 53 процента отраженных бросков (16 из 30), швед Михаэль Апельгрин — 46 процентов, два французских голкипера Тьерри Омейе и Винсент Жерар уверенно тащат свою сборную к финалу. Ивана Мацкевича и Вячеслава Солдатенко пока нет среди лучших. Но верим, что будут.

Наша сборная на чемпионате мира имеет в своем составе 7 игроков возрастом до 23 лет. У хорватов — столько же, остальные команды тотального обновления избежали. Почти дети, если мерить глобальными категориями действительно большого гандбола. А у ребенка ведь тоже не с первого раза получается встать и уверенно пойти, но родители при этом не машут на него рукой и не кричат: даже не пытайся, стервец, ты — неудачник, у тебя все равно не получится! Давайте же подождем и мы. У Шевцова и его рябят обязательно все получится. Быть не может, чтобы не получилось.

s_kanashyts@sb.by

Советская Белоруссия № 11 (25146). Среда, 18 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter