Опять по шпалам?..

ПИСЬМО, отправленное в редакцию сельчанами, — как настоящий крик души. «Вот уже восемь лет мы обращаемся к руководителям Белорусской железной дороги разного уровня с просьбой перенести остановку Малятичи, что на пути следования дизель-поезда, курсирующего по маршруту Кричев — Орша, ближе к переезду. По непонятной причине наш остановочный пункт стоит в километре от подъезда к железной дороге. И жители окрестных деревень вынуждены преодолевать это расстояние пешком, причем — по шпалам»…

Жители деревни Узкое Кричевского района отрезок от своего переезда до остановки вынуждены преодолевать по железнодорожному полотну.

ПИСЬМО, отправленное в редакцию сельчанами, — как настоящий крик души. «Вот уже восемь лет мы обращаемся к руководителям Белорусской железной дороги разного уровня с просьбой перенести остановку Малятичи, что на пути следования дизель-поезда, курсирующего по маршруту Кричев — Орша, ближе к переезду. По непонятной причине наш остановочный пункт стоит в километре от подъезда к железной дороге. И жители окрестных деревень вынуждены преодолевать это расстояние пешком, причем — по шпалам»…

Рассказ о мытарствах пассажиров, подтвержденный подписями десятков жителей из пяти окрестных деревень, занял несколько страниц рукописного текста. В «Белорусскую ниву» сельчане обратились в надежде, что газета поможет снять их «бородатую» проблему, над решением которой они бьются не первый год.

— Сейчас, когда снежок выпал, хорошо идти, мягко. Не то что осенью! А в дождь, кроме того, еще и скользко, — говорит пенсионерка Нила Королько, привычным шагом переступая со шпалы на шпалу.

«Экскурсовод», вызвавшаяся вместе с нами проделать привычный путь от калитки своего дома в Узком до железнодорожной остановки Малятичи, показывает маленький темный квадратик, виднеющийся на горизонте слева от железнодорожного полотна: «Это она и есть!»

Правда, до пункта назначения мы так и не дошли. Решили не рисковать: а вдруг появится поезд? Дорогу ему можно уступить, только сойдя с насыпи в кювет.

— А мы ведь так и добираемся, — призналась Нила Владимировна.

Только в их деревне, рассказала женщина, — 47 дворов. А в целом остановкой еще пользуются сельчане из деревень Мышковичи, Луты, Бродок и Мирное. Причем не только в гости ездят или родных на выходные ждут. Для тех, кто работает в Кричеве, это ежедневный маршрут. «Было дело, — вспоминает, — земляков однажды железнодорожный патруль хотел оштрафовать за то, что по шпалам идут. Это нарушение техники безопасности. Но как ее не нарушить, если другой дороги нет? Внизу ведь — лес и болото».

После первого обращения к руководству Белорусской железной дороги в 2003 году у сельчан появилась надежда.

— Нам ответили, что через два года будет реконструкция нашего участка железной дороги. При ее проведении и остановку перенесут, — поделилась пенсионерка.

В 2005-м ремонт действительно начался. Сельчане процесс контролировали: следили, как деревянные шпалы меняют на бетонированные, подсыпают гравий. Однако остановочный пункт остался на месте. После чего в адрес Белорусской «чыгункi» из Узкого полетело еще одно коллективное письмо. Ответ, не скрывает Королько, сразил наповал. «Нам написали, что «в план реконструкции перенос не внесен». И посоветовали обратиться к местным властям, чтобы они проложили дорогу к существующей остановке.

— А где прокладывать? Для этого ведь придется сколько деревьев  вырубить! — показывает на стоящий стеной лес женщина. — Кроме того, там еще и топь. Если подсчитать затраты, то наверняка огромная сумма получится. Не дешевле ли перетянуть несколько плит и павильон? Строение-то ведь не капитальное!

Как сообщил в своем ответе сельчанам начальник Могилевского отделения Белорусской железной дороги Владимир Морозов, «ориентировочно стоимость строительства остановочного пункта в ценах 2006 года составляет 60,4 миллиона рублей». И, сославшись на Устав общего пользования, утвержденный постановлением Совмина республики в 1999 году, отметил, что «строительство остановочных пунктов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта производится за счет средств Белорусской железной дороги, местных бюджетов, а также заинтересованных организаций». Так что в случае «изыскания финансовых средств в размере не менее 50 процентов от сметной стоимости объекта» он будет включен в план строительства на 2012 год.

Правда, примеров осуществления подобных проектов вкупе с другими организациями и местными властями, признал Морозов, пока нет. А самой железной дороге попросту не хватает средств на модернизацию. Тем более что пригородные пассажирские перевозки сегодня приносят ведомству не прибыль, а убытки, так как стоимость проезда здесь не менялась несколько лет.

— Поймите, мы не уходим от проблемы. Но есть платформы в гораздо худшем состоянии. Именно их ремонтом и занимаемся в первую очередь. Мы не говорим категорическое «нет», но пока включить в план реконструкции остановочный пункт Малятичи не можем, — рассказал Владимир Михайлович.

По его словам, перенести остановочные плиты с одного места на другое, тем самым удешевив работы, невозможно. Вопрос можно решить, только заново составив проектно-сметную документацию и закупив новые стройматериалы. А это стоит немалых денег.

— Но ведь на то, чтобы перенести бытовку путейцев, которые работают на расчистке дороги, к самому переезду и деньги нашлись, и плиты, — голос Нилы Королько дрожит от обиды. — Раньше она стояла рядом с железнодорожной остановкой, но в этом году ее передвинули поближе к автодороге — оказывается, все-таки можно? Своим работникам далеко ходить от остановки, а нам, получается, нет? А ведь среди пассажиров и инвалиды есть, и старики.

— Почему в свое время остановку сделали далеко от переезда, теперь уже не выяснить, — отметил председатель Малятичского сельского Совета депутатов Кричевского района Дмитрий Сердюков. — Но если захотеть, все можно исправить. Ведь этой остановкой пользуются сотни людей!

Вообще, считает Сердюков, многих обращений можно было бы избежать, если бы при реализации масштабных проектов их согласовывали и с первичным звеном государственной власти. 

Признаться, альтернатива железнодорожному транспорту в Узком есть. Дважды в день сюда приходят и автобус из Кричева, и маршрутка. До остановки — тоже километр пути, но более удобного. Однако спрос на дизель-поезда все равно выше. И причина тому — не только более дешевая цена на билеты. Пригородный поезд на станции Малятичи останавливается восемь раз, доставляя пассажиров в Кричев или Оршу. Так что у сельчан, выбравшихся за продуктами или лекарствами, есть возможность рассчитать время поездки более рационально. Вот только сумки тянуть приходится по рельсам.

Кстати, местная власть от участия в решении проблемы не отказывается.

— Мы постараемся найти взаимопонимание с железной дорогой, — сказал председатель Кричевского райисполкома Иван Пракопов. — И при наличии средств примем участие в реализации этого проекта.

Малятичский сельисполком также готов сделать все возможное для того, чтобы железнодорожная остановка стала ближе к жителям окрестных деревень. А сельчане надеются, что их больной вопрос наконец-то будет закрыт.

Светлана МАРКОВА, «БН»

НА СНИМКЕ: от остановки — километр пути по рельсам.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter