Опять крайний

ГАИ, консульство, ЗАГС, банк... Можно ли в течение недели оказаться на работе во всех этих организациях? Легко, если твоя профессия — трамитадор...

ГАИ, консульство, ЗАГС, банк... Можно ли в течение недели оказаться на работе во всех этих организациях? Легко, если твоя профессия — трамитадор (от испанского «продвигать дело в инстанциях»), или, попросту говоря, тот, кто стоит в очереди. Вот и корреспонденты «СБ» ранним утром отправились узнать: кто крайний?


О необычной услуге студентка БГУИР, будущий маркетолог–экономист Ирина Шевченко, вычитала на одном из американских сайтов. Идея понравилась. Ирина зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель в родном Бресте, и вот уже несколько месяцев в нашей стране существует агентство, сотрудники которого готовы подменить в очереди всех желающих. Схема проста. На сайте или по телефону нужно оставить заявку: мол, в такое–то время нужно занять очередь там–то и там–то. Ирина сама себе и начальник, и подчиненная, правда, иногда ей помогает однокурсник Дмитрий.


7.00 — возле консульства Польши он нас и поджидает. Ирина сегодня не смогла, нужно быть в университете. Но не отменять же заказ! Дима пришел в пять утра, а в очереди уже двадцатый. О заказчике ничего не знает, кроме имени — Александр. Скорее всего, мужчина средних лет с высоким достатком, ведь часто здесь именно такие клиенты. Как правило, они предупреждают, что из–за плотного графика смогут приехать только за 15 минут до подхода очереди.


В списках отмечают, кто за кем. Рядом с нами две девушки явно расстроены — их номер 115. Постоять придется, а ведь до открытия консульства целых два часа! Дама лет 50 их подбадривает:


— Моя знакомая вчера 152–й была, к двум часам дня уже освободилась. Если очередь будет двигаться быстро, то успеете.


На вопрос: «Откуда столько людей, здесь же всего стоит человек тридцать?» — Дмитрий указывает на заставленную машинами дорогу. Он и сам обычно коротает время в своем авто, впрочем, как и все, кто приехал в такую рань:


— Совсем недавно придумали в машинах отсиживаться. Раньше было интереснее: все стояли живой очередью и не было никаких списков.


То, что очередь — целый мир, трамитадоры не сомневаются. Здесь кипит жизнь: обсуждают последние новости, строят планы на будущие поездки, завязывают интересные знакомства.


Услышав, что у нас работа такая — в очереди стоять, одна дама остроумно подмечает: «Хорошая услуга, я бы наняла такого человека, чтобы мне в общественном транспорте место занимал». «Так, может, со своим стулом?» — парируем в ответ.


Рабочий день у Ирины — в основном 4 — 5 часов, именно столько обычно приходится стоять. Но бывало и по семь–восемь, как однажды у посольства Эстонии или в ГАИ. Хорошо, что труд неплохо оплачивается: в зависимости от времени суток трамитадор зарабатывает от 14 до 23 тысяч рублей в час. Казалось бы, что такого — в очереди отстоять! Но наш оптимизм улетучился уже к концу второго часа, когда все темы обсудили, как назло погода испортилась, а нам еще стоять и стоять. Между прочим, владелец «Рено» попивает горячий чаек в уютном салоне своего авто, а вон та дама и вовсе тихо посапывает на заднем сиденье «Ауди», завернувшись в плед! Мы поинтересовались у Ирины, как у нее хватает терпения на многочасовые очереди:


— Я музыку слушаю, в интернете сижу, книги по маркетингу читаю. Так время быстрее проходит. Иногда занимаю очередь сразу за двоих клиентов, а бывает, и вовсе разрываюсь между двумя заказами в одно время.


Кстати, со своим проектом Ирина заняла первое место на научно–технической конференции среди студентов


БГУИР. В сентябре она будет представлять свой вуз в масштабах страны. Словом, и польза, и выгода. Правда, иногда предприимчивой студентке приписывают различные несуразицы. Так недавно на одном сайте она неожиданно для себя прочитала, что к ней обращались с просьбой почистить... уши и помочь сделать предложение руки и сердца.


Полчаса до открытия консульства. Началась перекличка по списку. Сидящие в машинах активно подтягиваются. Всего–то 148 человек, если верить списку! А ведь есть еще и те, кто не записывался. Хорошо, что пришли пораньше. На часах почти 10 — и вот уже подошла наша очередь. У клиента Александра только начался рабочий день, а тут sms: «Через 15 минут подойдет ваша очередь. Подъезжайте, пожалуйста!»


Сегодня Ирина подумывает о том, чтобы нанять на работу людей, ведь клиентов становится все больше. Конкурентов она не боится: мол, все равно первая. А такие, к слову, уже появляются. Спрос рождает предложение.


Справка «СБ»


В США «стояльщики в очередях» работают в основном во время крупных распродаж в магазинах. У нас более актуальны консульства, банки, исполкомы и ЗАГСы. В последнее время к этому списку можно прибавить ГАИ, где внушительные очереди на сдачу практического экзамена.


Ирина КОНЦАВЕНКО,

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter