Опять эти куклы

Лучшим спектаклем на «Март-контакт» стал «Гамлет» из Могилева

Впереди всех без колебаний и сомнений оказался «Гамлет»

Лучшим спектаклем фестиваля «Март-контакт-2013» и обладателем Гран-при стала премьера Могилевского театра кукол «Гамлет». В этом году молодежный театральный форум показал 14 спектаклей и три театрализованные читки новых пьес. Возможно, он был чуть скромнее по количеству событийных эпатирующих театральных работ, привезенных из других стран. Зато свои белорусские театры выглядели очень достойно и были отмечены во всех номинациях. Абсолютно без натяжек.

Формат фестиваля обогатился показом польского спектакля под открытым небом «Погребение Кармен», тремя сложными работами для взрослых зрителей в театрах кукол и абсолютно юной аудиторией исполнителей. Большинству было далеко до тридцатника. Во всяком случае, девять спектаклей из четырнадцати вывели вперед молодежную команду. Даже в наиболее солидном «возрастном» спектакле хозяев форума «Шут Балакирев» участвует вся молодежь театра, да и дебют Екатерины Ергулевич в главной роли был замечен и отмечен специальным дипломом. Давно уже на наших театральных фестивалях не сходилось вместе столько молодых режиссеров, критиков, журналистов и зрителей, которые в открытых спорах заявляли о своих ожиданиях и предпочтениях в искусстве, о своем поколении, которому завтра писать историю страны.

Судя по прежним фестивалям, берясь за классический, всем известный или просто старый хрестоматийный материал, молодые создатели шедевров непременно старались не только осовременивать, но и опровергать, провоцировать и даже осквернять работы предшественников. На этот раз нигде не были нарушены эстетические и этические нормы.

В озорном спектакле «Ромео и Джульетта» из Санкт-Петербурга подростки в современных «прикидах» ведут себя так, как в сегодняшней молодежной среде, но не шокируют, не возмущают. Знаменитая сцена уличной схватки — убийства решена без рапир и острых клинков. В спектакле «Эквус» из Молдавии герои раздеваются донага. Это красиво и умело декорировано светом. В спектакле «9 месяцев/40 недель», привезенном из Москвы, молодые мужчины примеряют на себя страхи и ощущения беременных женщин, пытаясь ответить на простой вопрос: зачем рожать детей. В «Гамлете» Могилевского театра кукол в костюмах героев обозначаются части тела, которые принято прикрывать одеждой. И нигде, ни разу в перечисленных спектаклях не перейдена граница пристойности, не возникло ощущения пошлости и протеста.

На площади у ратуши в небывалый для конца марта мороз ближе к 10 часам вечера среди снежных завалов по льду на ходулях при ярком свете прожекторов отважные польские артисты показали зрелище «Погребение Кармен». Об этнических конфликтах, затяжных войнах, проблемах беженцев. Терпеливая могилевская публика, подпрыгивая от холода, как писала ежедневная молодежная газета «Вестник «Март-контакта», была «на пике эмоций, противоречивых и сильных».

Ереванский театр кукол без присутствия кукол, но через удивительную сценографическую технику сочинил спектакль «Полет над городом» — поэтическое высказывание о любви. Актриса, режиссер и художник в одном лице Нарине Григорян создала экзотический мир, используя выразительный инструмент — свое тело.

Мне искренне обидно, что не состоялся контакт зрителей и критиков со спектаклем «Шелк» Алексея Лелявского. Красивая история любви, тончайшая, как шелковая нить, слишком эстетская, слишком японская, слишком метафизическая, явилась уставшей публике после 9 часов вечера и плохо вписалась в пространство могилевской сцены. У себя дома в Минске все было иначе. Все понимали, что спектакль уникальный, но символика романа Алессандро Барикко и режиссерского почерка Лелявского оказались не поняты.

Зато культовому автору Дж. Сэлинджеру за его роман «Над пропастью во ржи» легко простили спорное высказывание: «Я ненавижу актеров. Они ведут себя на сцене совершенно не похоже на людей». И эти «ненавистные» автору актеры прекрасно сыграли спектакль в стиле рок-н-ролла. Спектакль, привезенный из Бреста, возник как курсовой проект выпускников музыкального колледжа. Их педагог Тимофей Ильевский, он же режиссер Брестского театра драмы, перенес спектакль на большую сцену, выдержав четкий ритм и раскованность рок-н-ролла. Исповедальный текст произведения лишен морализаторства и существует легко, как танец. Спектакль мог претендовать на награды за лучшую режиссуру, сценографию, лучшего молодого актера форума (именно ее и получил Анатолий Баранник за роль Холдена) и даже номинироваться на Гран-при. Здесь было такое дорогое и редкое в искусстве личностное высказывание.

В итоге победило другое, столь же уникальное личностное высказывание. Впереди всех без колебаний и сомнений оказался «Гамлет» Могилевского театра кукол, пронизанный сознательной наивностью, чистотой, юмором и незаурядной творческой фантазией молодого режиссера Игоря Казакова. Зрители давно устали от душевных мук шекспировского героя и серьезно сыгранных трагедий. Театр предложил нам новый взгляд на историю принца датского в жанре трагифарша.

В этом слове нет опечатки. За фарсовой легкостью не исчезла глубина трагедии. Просто материал переакцентировался.

Остался позади «Март-контакт-2013». Не исчезло радостное ощущение, что сегодня театральная молодежь наконец поняла: надо идти к успеху не с рюкзаком агрессии и репутацией ниспровергателей авторитетов, а серьезно осваивать профессию. Это хорошо понимают наши белорусские драматурги, режиссеры, актеры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter