Сколько будет стоить доллар?

Опять двадцать пять

Решений Федеральной резервной системы США ждут финансисты во всем мире. Это напоминает эффект бабочки, когда один взмах крыла способен привести к глобальным последствиям. Вспомнить хотя бы декабрь прошлого года: после первого за девять лет повышения ставки Федрезерва на какие-то незначительные 0,25 процента цены на нефть в январе опустились ниже 30 долларов за баррель. А дальше по цепочке — “просел” курс российского рубля, за ним и наш. Отойти от последствий удалось только весной: после этого электронные табло в обменниках перестали шокировать цифрами. На днях в Штатах произошло очередное повышение ключевой ставки. Чего нам ждать на этот раз?

За курсом доллара у нас пристально следят — и бизнес, и население. Впрочем, не праздности ради: мы — страна с открытой экономикой. Много экспортируем, много импортируем, причем по многим контрактам расчеты ведутся именно в американской валюте. Кроме того, у нас есть внешний госдолг почти 13,5 млрд долларов, который нужно обслуживать, — чем дороже доллар, тем сложнее становится эта задача. О населении тоже есть что сказать: валютная заначка в полтора раза превышает золотовалютные резервы всей страны — только на депозитах хранится около 7 млрд долларов.

Кроме того, решения по доллару оказывают серьезное влияние на нефтяные котировки. Аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха объясняет:

— Цены на нефть номинированы в долларах. Когда курс американской валюты растет, снижаются котировки на углеводороды, если падает — наоборот, черное золото дорожает. 

Очередной американский подъем на 0,25 процента в наших реалиях, когда ставка рефинансирования — 18 процентов, кажется пустячным. Но для мировой финансовой системы, да и для самих Штатов, которым нужно обслуживать госдолг примерно 19 трлн долларов, это весьма существенный сигнал. 

Особенно с учетом того, что речь идет лишь о втором повышении после  беспрерывной политики дешевых денег, которую США начали вести еще в 2008—2009 годах. Все это время ставки держали близкими к нулю. 

К слову, такой схемы придерживаются многие развитые страны. События последних лет серьезно ударили по темпам экономического роста. Нужен толчок. Один из вариантов — накачать экономику дешевыми деньгами, а для этого нужно снизить банковские ставки. Впрочем, насколько эффективна такая политика, сказать сложно. Экономист Игорь Березняцкий объясняет:

— Когда товар дешевый, его стремятся купить, чтобы потом продать подороже. То же самое и с деньгами: при низких ставках банкам выгоднее хранить их на счетах в Центробанке, чем давать бизнесу, ведь риск может не окупиться. То есть деньги не идут на развитие экономики, а аккумулируются внутри банковской системы.

Это, к слову, заставило ряд стран в последние годы снизить ключевые ставки вплоть до отрицательных значений. В “минусе” живут Швейцария, Дания — -0,75 процента, Швеция — -0,5 процента, Япония — -0,1 процента. Эксперт поясняет:

— В этих условиях банкам невыгодно держать деньги на счетах регулятора — им приходится еще платить за их размещение.

Штаты, впрочем, до отрицательной ставки так и не добрались. Американские банки получали огромные деньги, напечатанные ФРС, — в любой другой экономике уровень инфляции исчислялся бы в трехзначных цифрах. Но не в случае США. Американские банки стали хранить свои избыточные резервы (в общей сложности почти 2,5 трлн долларов) на счетах ФРС. А инфляции была экспортирована в другие страны, которые обеспечивали спрос на доллар. Покупатели были — в мировой экономике имелись свои драйверы, где наблюдался стремительный экономический рост. В основном речь идет о странах БРИКС.

Теперь эпохе сверхдешевых долларов, похоже, приходит конец. Сейчас ставку планируют постепенно повышать: в следующем году — трижды, а к 2019 году в общей сложности хотят прийти к нормальному уровню в 3 процента. Александр Муха объясняет:

— Пока ставки по-прежнему находятся на очень низком уровне. Скорее всего, ФРС и в дальнейшем будет действовать очень аккуратно. Если же планы по повышению ставки будут реализованы, курс доллара будет расти. Весьма вероятно, что он достигнет паритета с евро. Кроме того, не исключен сценарий, что евро будет стоить даже несколько дешевле доллара. В этом случае стоит ждать и некоторого снижения цен на нефть. Однако я не стал бы драматизировать ситуацию: с учетом договоренностей по сокращению добычи нефти странами ОПЕК, а также некоторыми государствами, не входящими в организацию, серьезных угроз рынку углеводородов я пока не вижу. Так что уровень 50—55 долларов за баррель вполне реальный, по крайней мере, на начало следующего года.

Здесь, к слову, интересная ситуация. Если рост ставки в декабре прошлого года имел вполне ощутимые последствия, то повышение, которое было на прошлой неделе, не то чтобы сильно сказалось на мировом финансовом рынке. Не сдался даже евро — он по-прежнему опережает доллар. Немного опустились цены на нефть, но котировки быстро отыграли прежний уровень.

Заведующий кафедрой “Организация и анализ предпринимательских процессов” ИПК и ПК БНТУ профессор Леонид Желтонога говорит, что ФРС потеряла свою роль регулятора для мировой финансовой системы:

— Существует глобальный фьючерсный рынок процентных ставок по евро-долларовым депозитам. Сейчас он находится на первом месте по объему сделок. Он устанавливает свои процентные ставки с оглядкой на ставку ФРС. И рынок поднял ставку еще до того,  как это сделал Федрезерв. Сейчас ФРС установила ставки 0,5—0,75, тем временем на рынке декабрьский фьючерс продавался уже за 1 процент, на июнь следующего года выставлена ставка 1,4 процента. То есть сейчас выгодно деньги не инвестировать, а хранить. 

Такая ситуация порождает определенные проблемы. Главная из них — отток капитала с развивающихся рынков из-за того, что доллары не пускают в дело, а “паркуют” на банковских счетах. Это касается и нас, поясняет эксперт:

— Судите сами: несмотря на низкие процентные ставки, установленные ФРС, Европейским центральным банком, центробанком Японии и высокими процентными ставками в развивающихся странах — у нас, в России и других государствах, — приток капитала в эти страны не наблюдается, даже наоборот, идет его отток, в том числе из Китая, откуда за этот год ушло более 650 млрд долларов.

Впрочем, уверенности в том, что Федрезерв действительно будет придерживаться озвученного курса на ужесточение денежно-кредитной политики, нет. Такое уже бывало, объясняет Александр Муха:

— Я не исключаю варианта, что ФРС может отказаться от планов по трем повышениям ставки. Если это произойдет, рост курса доллара может не просто замедлиться — американская валюта может даже несколько ослабнуть.

Как на нас может отразиться прогнозируемое укрепление американской валюты? Резких курсовых скачков пока не предвидится, а потому бежать в обменники нет никакого смысла. Более того, плавное повышение котировок доллара дает некоторые преимущества нашим экспортерам, так как их товар будет иметь конкурентные преимущества на глобальном рынке, где расчеты в большинстве своем идут в зеленых купюрах. Теперь главное — выпускать востребованный товар и дальше двигаться по пути импортозамещения и энергосбережения, внедрять новые технологии, создавать привлекательный климат для инвесторов. Тем самым решая и проблему занятости. В экономике все взаимосвязано.

Сегодня мы живем в мире, где глобализация достигла невиданного размаха. Особенно это коснулось финансового сектора. И с этим нельзя не считаться. В таких условиях нужно ценить каждый доллар, отвоеванный в нелегкой конкурентной борьбе на мировом рынке. И распоряжаться им разумно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter