Опьянение демократией

Пока пять подсудимых белорусов ждут приговора польского суда за свой безобразный «перформанс» в Освенциме, хочется всерьез обдумать слова их «творческого лидера» по имени Никита Володько. Все-таки 27 лет человеку, летом должен бы стать дипломированным режиссером, - наверное, ему есть, что сказать миру?

фото: астафьева Анастасия

Сказать ему есть. Как и Адаму Беляцкому, который тоже – то ли киношником хочет стать, то ли телевизионщиком, в общем, богемой. А может, друзья потом на пару театр организуют. Свободный-такой-свободный: от морали, от совести и даже от благоразумия. Потому что делать ту фигню, что они у ворот лагеря смерти сделали - да напоказ, да с «манифестом», да на глазах у экскурсантов! – это и правда нужно потерять на время рассудок. Или не уметь рассуждать вовсе.

Но сказать при этом очень даже есть, что. Судьи даже вынуждены были прерывать их последнее слово и просить говорить «по делу», что сильно возмущало наших невыучившихся творцов. Вот Н.Володько и вылил все накопившееся за 10 месяцев процесса в «независимую» прессу. И сразу же огорошил: «Мы хотели показать, что Освенцим ничему нас не научил».

Ах, если бы отчисленный с биофака студент, решивший сменить изучение мира инфузорий в БГУ на постижение тонкостей режиссуры в Кракове, этим бы и ограничился! Ведь чистую правду, что по Фрейду, что по жизни, сказал: ничему не научили его ни годы, ни учеба, ни «программа Калиновского».  Но нет, не остановился «художник», полились слова дальше – и пошел какой-то полубред про «несправедливость», про «не ценим», про «убивать нельзя – а мы убиваем».

Чтобы вы не подумали, что я не хотел понять и разобраться (а я хотел!), то вот образец логики режиссера-недоучки: «Я сам еврей. Мои родственники погибли во время Холокоста, я знаю, о чем говорю». И, стало быть, на этом основании он имеет полное моральное право сидеть голым перед воротами Аушвица и резать там ягненка? А был бы белорусом - поехал бы в Хатынь шашлыки жарить? В знак протеста против того, что «поляки едут в Сирию» и «происходит обман граждан Европы»?? Звягинцева, однако, мы с вами потеряли, никак не меньше.

Грубо говоря, нет мозгов – что ж, бывает. И в 27 лет бывает, и у сына «главного правозащитника страны» - никто, как говорится, не застрахован. Но если смотреть в истоки, разве их «старшие товарищи» не так же себя ведут? Не таким же образом свято полагают, что демократия – это когда все должны уважать их «демократическое» (по определению, видимо) мнение, они же могут плевать на те законы, по которым мы живем? Не легко отодвигают в сторону любые правила, что писаные, что нет, если они мешают их свободному воле- и прочему изъявлению?

Одному говорят: не стой с пикетами под зданием суда, так нельзя, это нарушение – он назло приходит. Другому – есть порядок организации шествий и митингов, хочешь идти в колонне лидером – соблюдай процедуры. А тот удила закусил: все на митинг, собирайтесь, девки, в кучу, я вам новую декларацию прочитаю. Третьему предлагают: ты ж политик, иди на выборы, это твоя работа. А он – нет, «там все схвачено», еще проиграю, позора не оберешься. Я лучше фотосессию устрою. Мало таких примеров можно вспомнить хоть за один прошедший год? – да полно их!

Когда и кто вбил нашим «демократам» в голову мысль, что они «равнее» остальных, что правила не для них, что они имеют право по любому поводу заявлять «мы, белорусы, считаем»? Не знаю. Но – есть это у «старшего поколения», не отнимешь, так чего ж удивляться, что и молодые оболтусы ведут себя так же? Полагая каждую свою «обиду на мир» настолько ценной, что она должна быть донесена до общественности любым, пусть даже и самым шокирующим способом. Искренне считая, что «осквернение мест памяти», как это видится полякам (и не только полякам), - это просто их личная «дуэль с властью». И они в ней, безусловно, по праву занимают места Пушкина и Лермонтова. В то время как «старшие товарищи» все не устают примеривать друг на друга маски «белорусского Валенсы», «местного Гавела» и «наркомвоенмора Троцкого».  

Я с интересом буду ждать приговора. Потому что дураков учить надо - тем более, что вины своей они не признают. И если с учебой, как видно, не справилась ни краковская Академия искусств, ни даже сама «программа Калиновского», то придется это делать польскому правосудию.  

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter