Опустела без тебя земля…

КИНОРЕЖИССЕР — суровое и сложное ремесло, в котором, помимо таланта художника, необходимо иметь твердый, мужской нрав лидера. Татьяна Михайловна ЛИОЗНОВА, хрупкая женщина с железным характером, такими качествами обладала сполна. Друзья и коллеги отзываются о ней как о тонком художнике и высочайшего уровня режиссере и вспоминают, что она была тираном на площадке, но при этом умела создать необыкновенную атмосферу творчества. Она стала одной из немногих, преуспевших в этой нелегкой профессии, требующей колоссальной самоотдачи. Одновременно кинорежиссер — счастливая профессия, позволяющая, без остатка растворившись в актерах, сделать то, что Фаина Раневская шутливо называла «плевком в вечность»: оставить последующим поколениям свои фильмы.

Режиссер, снявшая культовые фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и другие, скончалась на 88-м году жизни

КИНОРЕЖИССЕР — суровое и сложное ремесло, в котором, помимо таланта художника, необходимо иметь твердый, мужской нрав лидера. Татьяна Михайловна ЛИОЗНОВА, хрупкая женщина с железным характером, такими качествами обладала сполна. Друзья и коллеги отзываются о ней как о тонком художнике и высочайшего уровня режиссере и вспоминают, что она была тираном на площадке, но при этом умела создать необыкновенную атмосферу творчества. Она стала одной из немногих, преуспевших в этой нелегкой профессии, требующей колоссальной самоотдачи. Одновременно кинорежиссер — счастливая профессия, позволяющая, без остатка растворившись в актерах, сделать то, что Фаина Раневская шутливо называла «плевком в вечность»: оставить последующим поколениям свои фильмы.

  • Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве.
  • Поступив после школы в Московский авиационный институт, Татьяна проучилась там всего один семестр, после чего перешла во ВГИК на курс С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Мастера чуть не отчислили начинающего режиссера за недостаток жизненного опыта для профессии. Молодая Лиознова смогла убедить педагогов в обратном своими учебными работами.
  • После окончания в 1949 году ВГИК а   с отличием Татьяну Лиознову распределили на киностудию им. Горького, где тут же уволили. Несколько лет она работала ассистентом С. А. Герасимова.
  • Первой самостоятельной режиссерской работой Татьяны Лиозновой стал фильм «Память сердца», который вышел на экраны в 1958 году. За ним последовали мелодрама «Евдокия» (1961) по одноименной повести Веры Пановой, фильм «Им покоряется небо» (1963) о летчиках-испытателях, «Рано утром» (1965) и «Три тополя на Плющихе» (1967) по рассказу Александра Борщаговского.
  • Самая известная и масштабная работа Лиозновой — фильм «Семнадцать мгновений весны». Работу над ним режиссер завершила в 1973 году. Спустя три года фильм получил Государственную премию РСФСР. Он принес Татьяне Лиозновой всенародную любовь и популярность — только премьеру киноленты посмотрели свыше 200 миллионов зрителей.
  • В 1984 году Татьяна Лиознова была удостоена звания народной артистки СССР.

У Лиозновой немного картин — девять. Но многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии и раскрыли широкий диапазон творческих возможностей своего создателя. А  сцены из этих фильмов стали знаменитыми.

Мелодрама «Три тополя на Плющихе» (1967) запомнилась зрителям пронзительной песней «Опустела без тебя земля», которую поет в машине под шум ливня Нюра, героиня Татьяны Дорониной, таксисту Саше в исполнении Олега Ефремова. Кто из зрительниц не ронял слез в этот момент?

Лиознова сняла один из самых культовых советских фильмов ХХ века — «Семнадцать мгновений весны» (1973) с магической музыкой Микаэла Таривердиева, блестящей игрой Вячеслава Тихонова и Леонида Броневого. Именно она придумала одну из самых сильных сцен в сериале — 8-минутную безмолвную встречу Штирлица с женой. Это она уговорила Ефима Копеляна стать «голосом за кадром». Все это вместе взятое, несмотря на некоторые исторические несоответствия, придало фильму черты гениальной законченности.

Да, были при этом и ругань на площадке, и конфликты с отдельными членами съемочной группы. А у какого кинорежиссера, единолично несущего на своих плечах ответственность за такой сложнейший процесс, как создание фильма, этого не бывало? Кино — не только математически выверенная технология, но, прежде всего, эмоции. Она была разной.

Вячеслав Шалевич, сыгравший в картине роль Даллеса, вспоминал, что «было пятьсот человек артистов, и все делали то, что обычно не делают. Татьяна Лиознова сама мне позвонила и пригласила на пробы, чтобы увидеть меня непохожим, другим — вот это была редкая забота со стороны режиссера».

А исполнитель роли Мюллера Леонид Броневой, который пытался помочь тяжело болевшей в последние годы жизни Татьяне Лиозновой, рассказал, как навещал ее в больнице, где режиссер лежала после инсульта: «Она была сильным человеком — несмотря ни на какие трудности, не падала духом. И встретила меня в больнице таким холодным, изучающим взглядом. Мы давно не видели друг друга: я постарел, она больная. Жаль, что с женским счастьем у нее ничего не сложилось. Она — именно психологически — жила неплохо, когда была жива ее мама. А когда умерла, по-настоящему близких людей у нее практически не осталось. Меня всегда удивляло ее упорство, стремление к работе. Она прошла всю режиссерскую кухню, начинала осветительницей и монтировщицей на съемочной площадке».

Олег Табаков, сыгравший в «Семнадцати мгновениях» бригаденфюрера Шелленберга, рассказал: «Татьяна Михайловна была абсолютно неформатным, нетиражным человеком. И она воспроизводила в кино свое отношение к жизни, что очень важно для творческого человека».

Из творчества Лиозновой сложно выделить один фильм, но все же «Семнадцать мгновений весны» — монумент ее таланту на века. И чтобы его создать, как рассказал актер Леонид Броневой РИА «Новости», Лиозновой пришлось стать тираном на площадке.

«Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это», — говорил Броневой, добавляя, что пока одни режиссеры снимали по 20 метров пленки в день, она успевала 200, а для одной из последних серий и все 300 метров.

Шедевр создавался в муках. «Она любила репетировать и репетировала долго, мне за это время удалось выучить не только весь свой текст, но и текст Тихонова. Лиознова очень тонкий художник, настоящий суперпрофессионал, прошла огромный путь в кинематографе, занимая практически все должности, от самой низшей до режиссера, поэтому она приходила на съемки, зная все, где пауза, где поворот, где встать, и атмосфера на съемках была напряженная, да она и не могла быть другой», — рассказал Леонид Броневой.

Фильм не понравился главному идеологу страны Михаилу Суслову, но его отстояли маршал Гречко и Юрий Андропов. «Картина была представлена на Госпремию, которую мы не получили, и только Брежнев, уже совсем больной, наградил нас.

В этом фильме Валентин Гафт сыграл эпизодическую роль. Съемки, рассказывает актер, заняли всего около суток, но запомнились навсегда.

«Это были замечательные день и ночь. «Никакую», незначительную сцену Лиознова превратила в сцену драматическую. Когда смотришь на лица, и я, в том числе, на свое, думаешь: «Господи, мы не пустые, мы наполненные», — объяснил Гафт.

Улицы пустели во время демонстрации сериала, а полюбившиеся персонажи «Мгновений» ушли в виде многочисленных анекдотов в народ. Это следует рассматривать как высшую форму зрительской любви к фильму.

Опробовав свои силы в политическом детективе на военную тему, Лиознова неожиданно удивила всех резким жанровым поворотом, сняв производственную драму «Мы, нижеподписавшиеся» (1981) с Леонидом Куравлевым, Юрием Яковлевым, Олегом Янковским. Сколько мы видели таких производственных драм в отечественном кино и телевидении! Но Татьяна Михайловна умудрилась превратить довольно простой сюжет пьесы Гельмана в завораживающий поединок честного и бескомпромиссного человека с приспособленцем, прикидывающимся до поры до времени своим парнем. Многое из этой картины звучит злободневно и сейчас.

А следом грянула комедия с элементами мелодрамы — «Карнавал» (1981), в котором главную роль школьницы-провинциалки Нины, приехавшей покорять столицу, блистательно сыграла молодая Ирина Муравьева. За что по результатам читательского опроса журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой 1982 года.

Музыкальный же номер «Позвони мне, позвони» в ее исполнении стал не только одной из самых ярких сцен отечественного мюзикла, но и любимой песней миллионов зрителей. Любопытно, что в этой работе Лиознова выступила не только в качестве режиссера-постановщика, но и сценариста.

Последним же ее фильмом стала философская притча об угрозе ядерной войны «Конец света с последующим симпозиумом» (1986). Фильм показали по телевидению один раз, а потом запретили. Видимо, чтобы не напоминал о чернобыльской катастрофе. После этого Лиознова ушла из кино. «Я не так уж много сняла, — как-то заметила она. — Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю».

Как признавалась Татьяна Лиознова позднее, фильмы она перестала снимать, потому что «начались серьезные изменения в стране» и ее новые герои оказались никому не нужны.

Она была очень сложным и очень талантливым человеком. Она оставила нам свои фильмы, и это главное. Спасибо вам, Татьяна Михайловна, и прощайте.

Подготовила Лариса ЖИЛУДЬКО, «БН»

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси Александр Лукашенко в связи со смертью известного кинорежиссера народной артистки СССР Татьяны Лиозновой выразил соболезнования родным, близким и коллегам покойной. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter