Опуская подножие, мы опустим и вершину…

Зачем  абитуриенту  высокий  уровень  знаний  по  математике

Зачем  абитуриенту  высокий  уровень  знаний  по  математике

Как известно, вокруг централизованного тестирования этого года ведется множество дискуссий. Как школьный учитель математики высшей категории со стажем, ведущий курсовую подготовку для учащихся при Институте повышения квалификации учителей Минска, не могу остаться в стороне. 

Поразмышляю о тестах по математике и принципах подготовки к ним. Какими бы сложными они ни казались поступающим, они объективно определяют не только уровень математического образования абитуриентов, но и уровень их математической культуры. Бытует мнение, что серьезное математическое образование нужно лишь научно-технической элите, а большинству населения можно ограничиться минимальными знаниями. Отсюда и возгласы к тестам: сделайте их простыми! Понимаю, падение уровня арифметического знания и арифметической культуры – мировая тенденция. И основная причина тому – широкая компьютеризация и калькуляторизация. Но ведь суперсовременные технологии основаны на тех же фундаментальных арифметических законах! А потому без математических знаний всем нам не обойтись. Они полезны представителям самых разных специальностей, в том числе и весьма далеким от математики. Кроме того, наша республика нуждается в воспитании национальной элиты, которая всегда находится «на вершине горы». Опуская подножие, мы опустим и вершину. Потому считаю, что в школах следует не только восстанавливать былой уровень арифметической подготовки школьников, но и повышать его. В частности, в направлении улучшения вычислительных навыков – устных или на бумаге и в направлении усиления роли теории арифметики, теории чисел. 

Тесты по математике на протяжении последних лет составляет Республиканский институт контроля знаний. То, что они не выходят за рамки школьной программы, можно отследить по репетиционным тестам  и сборникам, которые выпускает институт. Отмечаю, что задания соответствуют 10-балльной шкале оценки учебной деятельности школьников и дифференциации школ по профилю обучения. Из практики могу сказать, что мои ученики с удовольствием «щелкали» более простые задания и с не меньшим удовольствием проявляли мыслительные способности при решении сложных. Хочу лишь посоветовать методистам РИКЗ более смело использовать тестово-сюжетные задачи, в которых акцент делается на составление математической модели. 

А чтобы общественность – родители, педагоги  и сами абитуриенты серьезнее относились к уровню математической подготовки, считаю, что  необходимо создавать положительный образ математики у широкой общественности, чтобы  молодые люди, окончившие школу,  понимали связь между уровнем их математической культуры, математической образованности и личным успехом в жизни. Когда мы слышим публичные признания  в нелюбви к школьной математике, мы должны это воспринимать как серьезный упрек в адрес школы и учителя. Педагогу же необходимо глубоко осмыслить концепцию математического образования, выработать собственный алгоритм обучения ребят математике, чтобы этот предмет стал для них самым интересным. А союзниками в этой работе должны стать родители.      

Что по этому поводу думают выпускники физико-математического класса СШ № 131 Минска этого года, а ныне студенты столичных вузов?      

Надя Стасевич, призер городского конкурса научных работ учащихся по русской литературе: 

— Тест по математике решать было интересно, так как наш преподаватель математики всегда учил нас воспринимать этот предмет как феномен  общечеловеческой культуры, предмет для эстетического наслаждения с его удивительно цельным и гармоничным миром, помогающим к тому же включать интуицию и воображение. Я набрала 76 баллов. Говорят, это высокий результат. Могло бы быть и больше, если бы отдельные математические навыки довела до автоматизма, как к этому призывал учитель… 

Кристина Грунтович, призер городской олимпиады по курсу «Человек. Общество. Государство» 2006 года: 

— Тест для того и создан, чтобы проверить уровень школьной подготовки по предмету. Если не справился с тестом – это твои проблемы. Заявляю это с полной ответственностью как участница республиканского олимпиадного движения по «ЧОГ» на протяжении последних двух лет. Готовиться надо очень серьезно, использовать для этого все свободное время. Хотя сделать выбор в пользу упорных интеллектуальных занятий, когда друзья зовут принять участие в развлечениях, совсем нелегко. Но приятен вкус победы. Своими результатами ЦТ-2006 почти довольна. 

Люба Нахай, увлечена компьютерными технологиями и астрономией: 

— Идти на тест надо хорошо подготовленным — это же конкурс, отбор. Если знать правила назубок, меньше будешь сомневаться. Чтобы стать хорошим профессионалом в будущем, нужно иметь прочные знания уже сейчас. Самый лучший способ подготовки к ЦТ – много учиться самостоятельно. Хотя хороший учитель и репетитор нужны, как хороший кнут сзади, а мечта об учебе в вузе – как пряник впереди. 

Алексей Бортник, призер городского конкурса  информационных технологий, автор электронного этнографического  атласа Беларуси: 

— Тесты должны быть серьезными, ведь они выявляют у абитуриентов способность быть профессионалами в будущем, а в настоящем — волевыми людьми. Считаю, что любой тест работает не только на выявление памяти, но и логики – всю информацию невозможно просто вложить в голову, необходимо строить ассоциативные ряды, модели. Многие учащиеся готовы к серьезной учебе. Вот только в школах есть существенная проблема (я сменил три школы, имею представление): учитель должен вести тебя как предметник долгие годы, чтобы видеть, как ты развиваешься. Но чаще бывает так, что учитель болеет, уходит в декретный отпуск, меняет классы или просто работу. Ученики от этого много теряют. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter