Оптимизм крепок рублем

Хоккейные болельщики, все лето отсидевшие на голодном пайке, вновь довольно потирают руки...

Хоккейные болельщики, все лето отсидевшие на голодном пайке, вновь довольно потирают руки: начиная с этой недели кормят хоккеем до отвала. Вчера со старта сорвался пятый сезон в Континентальной хоккейной лиге. А сегодня начнется и 21–й Открытый чемпионат Беларуси. Предвкушая много всего интересного, корреспондент «СБ» задался вопросом, как пытаются зарабатывать белорусские клубы. Ни для кого не секрет, что шальных денег в нашем спорте больше не предвидится, а задачу постепенного выхода на самоокупаемость никто не отменял.


«Наша цель — быть представленными в каждом магазине», — обмолвился генеральный директор минского «Динамо» Алексей Торбин во время недавней презентации фирменного «бело–синего» пива. И ничего фантастического в этих словах нет. «Динамо» — давным–давно не только команда, радующая и огорчающая. Сейчас это еще и шпроты, чипсы, сахар, орешки, коммуникаторы, комбинезоны для малышей... Даже дизельное топливо. Того и гляди, производство скафандров на поток поставят. На случай, если где–нибудь в открытом космосе фанаты появятся. На каждом домашнем матче «бело–синих» в КХЛ «Минск–Арена» трещит по швам, а болельщикам можно и нужно много чего предложить. Спрос рождает предложение. Бородач Карл Маркс соврать не даст.


Гродненский «Неман» тоже в последнее время всерьез взялся за вопрос привлечения в клуб дополнительных средств. В начале лета вице–чемпион страны начал реализовывать продукцию одного из основных своих спонсоров — Гродненской табачной фабрики. Клуб закупает сигареты по оптовой цене, а продает по розничной. Разница капает в казну. Идет торговля весьма бойко — только за первый месяц было продано более 3.600 коробов. С точки зрения экономики к проекту не подкопаешься. Но насколько уместно спортивному клубу продавать сигареты?


Директор жлобинского «Металлурга» Иван Колос уверен, что его клуб никогда подобным заниматься не будет: «Мы по этому пути не пойдем. Во–первых, как–то не очень правильно тому, кто пропагандирует здоровый образ жизни, реализовывать алкогольную и табачную продукцию... Во–вторых, в Жлобине попросту нет табачной фабрики или ликеро–водочного завода. У нас, по сути, только одно крупное предприятие — Белорусский металлургический завод, но по постановлению Совета Министров посредники торговать металлом не могут... Так что все непросто. Тем не менее сложа руки не сидим. Размещаем рекламу на видеокубе в ледовом дворце, на бортиках, хоккейной форме. Большой спрос и на наш транспорт. Автобусы никогда не простаивают, водители уже даже плачут. Еще пытаемся зарабатывать на трансферах, но более–менее серьезный доход это направление может начать приносить только в будущем. Старший возраст в нашей детско–юношеской школе — это ребята 1999 года рождения. Даже если среди них и есть новые Костицыны и Грабовские, выгодно их продать мы сможем лишь тогда, когда они подрастут. А будет это лет через пять, не раньше».


«Лиде», появившейся на хоккейной карте лишь в прошлом году, о серьезной прибыли с продажи своих воспитанников, приходится только мечтать. Однако, что похвально, клуб работает на будущее. Несколько дней назад в городе открылась хоккейная школа, в которую набирают детей 2005 и 2006 годов рождения. Думают в «Лиде» и о ближайшей перспективе. Председатель клуба Александр Крыскин решителен: «Недавно в нашей структуре появился коммерческий отдел. Планируем очень плотно заняться дилерской деятельностью. Уже обсуждал такую возможность с руководителями некоторых крупных предприятий города, есть определенные наработки. Но раскрывать детали в прессе пока рано. Помимо этого, зарабатываем, продавая атрибутику, предоставляя транспортные услуги. Достопримечательностей в нашей стране хватает. Мир, Несвиж, «Линия Сталина» — много куда можно поехать на экскурсию. А в Лиде автобуса такого же класса, как у нас, больше ни у кого нет — поэтому в аренду его берут часто и охотно».


А вот директор солигорского «Шахтера» Леонид Фатиков настроен не так оптимистично: «Основной доход нам приносит реклама. Если же говорить о крупных проектах... Чтобы что–то реализовать, изначально должны быть свободные деньги. А где их найти? На трансферах или еврокубках, как футбольные клубы, в хоккее не заработаешь. Собственного ледового дворца и нескольких автобусов, которые мы могли бы сдавать в аренду, у нас нет. На две команды и детско–юношескую школу всего один автобус, да и тот часто ломается. И откуда взять первоначальный капитал, который можно было бы куда–то вложить? Из денег, которые предназначены для покупки инвентаря? Извините, но нельзя развиваться урезая».


Возникает резонный вопрос. Если все так непросто в некоторых клубах, достаточно твердо стоящих на ногах, то как же быть скромнягам, которые даже на клюшки, амуницию и зарплаты едва наскребают? В Бресте и Новополоцке в последнее время куда больше, чем играют, занимаются выяснением того, кто, сколько и кому задолжал. В «Витебске» по ходу прошлого сезона праворукие хоккеисты были вынуждены раз за разом выходить на лед с клюшкой для левого хвата. Куда ни кинь — всюду клин.


Тем не менее впадать в депрессию в штабах клубов–легковесов нашего чемпионата не собираются. Все как один говорят: мол, да, сложно, но мы вертимся, используем все свои мощности на 100 процентов. Вот, скажем, генеральный директор новополоцкого «Химика–СКА» Михаил Денисов: «Несмотря на то что в ледовом дворце сейчас полным ходом идет реконструкция, зарабатываем, предоставляя платные услуги. Сдаем в аренду лед, спортивные залы, помещения. Определенный доход приносит реклама. В ледовом дворце есть столы для настольного тенниса, бильярд, сауна, тренажерный зал, кафе–бар. Новополочане охотно проводят у нас торжественные мероприятия, ежедневно приходят обедать. Достаточно большой популярностью пользуются сеансы массового катания на коньках. Кроме того, имеется платная автостоянка, работающая круглосуточно. Крупных проектов вроде тех, которые реализует минское «Динамо», мы себе позволить не можем. Но, вероятно, в будущем тоже к этому придем. Городские власти принимают непосредственное участие в решении всех наших проблем, а потому в завтрашний день смотрю с оптимизмом».


Весьма жизнеутверждающе настроены и в Витебске. Генеральный директор тамошнего клуба Андрей Магильницкий несколько дней назад поставил на уши весь интернет, рассказав о том, как можно и нужно работать. По словам руководителя, «Витебск» и на собственной стоянке зарабатывает, и загородную базу отдыха строит, и проект мойки сделал...


Глава ХК «Брест» Вадим Драчев более сдержан в оценках: «У клуба есть собственная туристическая фирма. Предлагаем экскурсии по Беларуси. Кроме того, в ледовом дворце проводятся сеансы массового катания, неплохую прибыль приносят бар, магазин, тренажерный зал, сауна, реклама. Зарабатываем какие–то деньги, но возможности вложить их в большие проекты у нас нет. С прошлых лет на клубе висит примерно миллиардный кредит перед банком, и наша первоочередная задача сейчас полностью погасить все долги. А еще другие расходы не дают развернуться. Только за электроэнергию, воду и тепло мы ежемесячно платим около 350 миллионов рублей, а если добавить сюда затраты на содержание двух команд и детско–юношеской школы, то вообще сумма получается под миллиард. Каждый месяц. А наш бюджет — всего 13,5 миллиарда рублей. Поэтому живем в режиме постоянной экономии».


Может, вот он, ключ к благополучию — умерить колоссальные аппетиты и потуже затянуть пояса? Не пора ли вместо того, чтобы платить баснословные зарплаты хоккеистам, лучше задуматься о собственных проектах?


К сведению


В сезоне 2012/13 в Открытом чемпионате Беларуси принимают участие одиннадцать команд: 10 белорусских и 1 латвийская. Турнир проводится в 3 этапа. По итогам первого клубы распределяются на две подгруппы: «А» — команды, занявшие 1 — 6–е места; «Б» — команды, занявшие 7 — 11–е места. На втором этапе команды в своих подгруппах играют в два круга. Очки, набранные на первом этапе, сохраняются. В подгруппе «А» определяются победитель регулярного чемпионата и команды, занявшие места со второго по шестое. В подгруппе «Б» разыгрываются места с седьмого по одиннадцатое. Затем шесть команд из подгруппы «А», а также две лучшие команды из подгруппы «Б» определяют окончательные места в раунде плей–офф.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter